Создание и сохранение интеллектуального потенциала отрасли является необходимой составляющей динамичного развития современного сестринского дела.
Основными принципами развития научной деятельности в сестринском деле являются:
1. интеграция науки и образования, широкое использование в обучении кадрового потенциала, материальной базы академических институтов, многоуровневой системы отбора, подготовки и воспроизводства кадров для практического здравоохранения региона;
2. активное содействие реализации научных достижений, разнообразие форм связи с практическим здравоохранением региона;
3. приоритетность;
4. интеграция с исследованиями, проводимыми в смежных областях (медицинские науки, организация здравоохранения, биология, этика, биоэтика, биомедицинская этика, психология и др.);
5. формирование прочных связей между наукой, практикой и образованием;
6. содействие развитию самостоятельности сестринской практики. Создание постоянно действующего мониторинга научных исследований, проведение экспертиз научных программ и обеспечение этического контроля над проводимыми исследованиями.
|
|
Основными направлениями научных исследований в области сестринского дела являются:
1. кадровая политика и управление деятельностью сестринского персонала (разработка новых форм организации и методов работы сестринского персонала);
2. экономическое и ресурсное обеспечение (нормирование труда, оценка экономической и медико-социальной эффективности сестринской помощи, управление материальными ресурсами);
3. качество и стандартизация в сестринском деле (разработка и совершенствование норм, критериев и стандартов деятельности медицинского персонала, технологий простых медицинских услуг);
4. разработка организационных моделей и новых технологий сестринской практики;
5. качество профессиональной подготовки специалистов сестринского дела;
6. научное обоснование разработки образовательных стандартов, программ обучения и контрольно-измерительных материалов итоговой государственной аттестации);
7. правовое обеспечение сестринского дела.
Заключение.
Возросла роль сестринского персонала в реализации государственных гарантий медицинской помощи гражданам РФ, обеспечивающей потребность населения в профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной и паллиативной помощи.
Создана многоуровневая система подготовки сестринского персонала (начальный-базовый-повышенный-высший). В стране насчитывается около 450 медицинских училищ и колледжей и более 30 факультетов ВСО. В то же время система подготовки специалистов не соответствует потребностям практического здравоохранения и задачам структурной перестройки отрасли.
|
|
Принята философия сестринского дела России; разработан Этический кодекс медицинской сестры России, определяющий как права медсестры, так и пациента.
Проводят экспериментальную работу по внедрению современных организационных форм и технологий сестринской деятельности. Активизирована работа по созданию профессиональных стандартов врачебной и сестринской деятельности, что позволяет обеспечивать эффективность и качество оказания медицинских услуг.
Продолжается рост числа общественных сестринских организаций. Зарегистрированы и активно работают: Российская ассоциация медицинских сестёр, Российская ассоциация акушерок, Межрегиональная общественная организация операционных медсестёр и другие.
Расширяется международное сотрудничество российских медсестёр как на общероссийском уровне, так и на местном.
В тоже время фундаментальные исследования в области сестринского дела практически отсутствуют.
Создана концептуальная модель сестринского дела, позволяющая определить границы компетенции среднего медицинского персонала и его место в сегодняшней системе здравоохранения.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему назрела необходимость создания настоящей Программы?
2. Каковы основные принципы реализации Программы?
3. Каковы основные направления деятельности сестринского персонала, намеченные в Государственной Программе?
4. В чём заключается совершенствование организации работы сестринского персонала и кадровой политики?
5. В чём заключается совершенствование профессионального образования и научных исследований в СД?
Оснащение занятия: учебно-методическое пособие «Государственная программа развития СД в России».
Домашнее задание
Изучить:
- учебное пособие «Государственная программа развития СД в России».
- Программу развития сестринского дела в России на 2010 – 2020гг.
- ответить на вопросы самоконтроля;
Подготовить доклады по темам самостоятельной работы: «Современная система сестринского образования в России», «Сестринские периодические издания», «Аспекты международного сотрудничества в области сестринского дела», «Типы деятельности медсестер в России».
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Программа развития сестринского дела в России на 2010–2020гг.
2. Лекция преподавателя.
Дополнительная:
1. Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» для студентов т. 1,2 под.ред.Шпирна А.И.,Москва, ВУНМЦ МЗ РФ,2003.-720с. 25-41с.
2. Интернет-ресурсы: http://www.sisterflo.ru/nurse_docs/nursing_program.php
Преподаватель ____________________ Марычева Н.А.