Философия: Пьер Сильвен Марешаль

Литературная деятельность Марешаля начинается в 1770 году изданием сборника пасторалей, воспевающих природу и пастушескую жизнь, полных рассуждений об абстрактном добре и добродетели. Вслед за первой книгой Марешаль издает сборник стихотворений. Характеризуя этот период своего творчества, Марешаль писал: «Желаете знать, какова моя жизнь? Если бы историк взялся описать ее, труд его не был бы объемистым. Моя наука и моя система, мои проекты и мои желания, мои наиболее значительные деяния и успехи могли бы быть выражены двумя словами: он любил» . Надо, однако, указать, что уже в ранний период творчества Марешаль воспевает простых людей из народа, которые являются для него носителями чистых нравов, правды и справедливости. Достоин упоминания и тот факт, что ранние произведения Марешаля уже свободны от религиозно-мистических настроений и обнаруживают его индифферентизм к религии. Защищаемые им абстрактно-гуманистические моральные мысли не опираются на религию. Огромный интерес представляют антирелигиозные произведения Марешаля. Еще в первых своих работах он сочетал критику религии не только с критикой феодального строя, но часто и с разоблачением социального неравенства, угнетения бедных богатыми. Марешаль увлекается мыслью о создании дворца «добрых нравов» и дает его описание, напоминающее собор Парижской богоматери, в 1793 г. превращенный в храм Разума. На алтарь он помещает мраморную статую Добродетели. Здесь же выставлены бюсты мудрых людей и выписаны их высказывания и биографии, которые читаются на «молениях». Вместо псалмов поются гимны в честь Добродетели. Каждый день года посвящен тому или иному мыслителю. Свое отношение к религии Марешаль выражает в «Книге, спасшейся от потопа», посвященной главным образом критике социального неравенства и деспотизма, Марешаль ополчился не только против духовенства, но и против религии в целом. Он на каждой странице своей работы ссылается на имя бога. Однако, Бог, к которому взывает Марешаль, сливается, отождествляется с идеей истины, справедливости, добродетели и т. п. В 1788г. Марешаль издал свой «Альманах честных людей», в котором он предвосхитил основные идеи введенного Национальным конвентом республиканского календаря, заменив имена «святых» именами «честных людей»: Демокрита, Аристотеля, Шекспира, Декарта, Спинозы, и др. Он установил новое летосчисление, обозначив 1788 год, (выхода «Альманаха»), первым годом царства Разума, переименовал месяцы, разделив каждый на три декады. В последние пять-шесть дней года, названные «Эпагоменами», он предлагал устраивать праздники, посвященные Любви, Бракосочетанию, Признательности, Дружбе и Великим людям.

Раньше, в 1781 г., появилось произведение Марешаля: «Фрагменты моральной поэмы о боге» - одно из самых воинствующих атеистических произведений французского просвещения XVIII в. Здесь Марешаль открыто отвергает спиритуалистическое мировоззрение, обрушивается на все формы религии, разоблачает паразитическое духовенство, его моральный облик, его антинародную, антикультурную роль. Во «Фрагментах» содержатся все главные положения материализма и атеизма Марешаля.

Марешаль, довольно интересно, в духе материализма решает вопрос об отношении мышления к бытию, заявляя, что материя первична и вечна и в своем развитии порождает неисчислимое богатство своих форм. «Разве для того, чтобы существовать, - пишет Марешаль, - мир нуждается в хозяине? Вот этот сосуд был глиной, прежде чем попасть в руки горшечника, ибо материал предшествует форме и мастеру. Раз природа существует, - она возникает из самой себя. Ее формы могут меняться, но она вечна. Если, черпая все из самого себя, мир не имеет творца, он сам является собственным двигателем» Марешаль руководствуется убеждением, что вечная, неуничтожаемая материя находится в процессе непрерывного изменения: «Все существующее,— пишет он,— неизбежно подвержено постоянным изменениям. В разное время материя, различно расположенная, произрастает в растениях; в человеке живет мысль. Все привлекает друг друга, все друг друга отталкивает. В одном и том же предмете мы находим одновременно и причину и следствие. В своем развитии природа воздействует на саму себя и непрестанно принимает все новые формы. Стихии, одновременно родственные и противоположные; стремятся к одинаковой цели противоположными путями». Марешаль говорит об изменениях, обусловленных борьбой противоположных явлений, которые одновременно составляют единство, об элементах, которые в каждый данный момент притягиваются и отталкиваются. Эта внутренняя, имманентная борьба является естественной силой, которая создает динамическую картину мира, где все подчинено закону вечного обновления. Все стареет, изменяется, пишет Марешаль, и разрушающее время возвышает, чтобы низвергнуть, уничтожает, чтобы возродить. Итак, всю силу материалистической философии Марешаль обращает против идеи бога, против религии.

Аргументы, выдвигаемые Марешалем против бытия бога:

1) Опровергая идею бога, Марешаль опирается на принципы материалистического сенсуализма. Все реально существующее, утверждает он, должно прямо или косвенно воздействовать на органы чувств человека. Нечто, в принципе лишенное этой способности, - есть химерический плод сознания. Оно существует только в мысли и поэтому не обладает объективностью. «Недоступный ни осязанию, ни обонянию, ни глазу, ни слуху, бог ускользает от наших чувств и скрывает, что он такое». Однако уже этого обстоятельства, согласно Марешалю, достаточно, чтобы приравнять идею бога к обыкновенной фикции.

2) Еще одним важнейшим аргументом против бытия бога Марешаль считает друг друга исключающие утверждения относительно божественной сущности. Он считал, что идея бога как бы соткана из противоречий. Этот всемогущий бог, иронизировал Марешаль, не сумел добиться даже того, чтобы различные народы имели о нем одинаковые представления. Вслед за дореволюционными французскими атеистами Марешаль полагал, что наличие социального зла - важнейшее свидетельство против существования «всемогущего и всеблагого» бога («За и против Библии»).

3) Один из главных аргументов, выдвигаемых Марешалем против бытия бога, - это существование зла на земле и, в частности, социального зла. «Если бы был бог,- пишет он,- счастливые дни золотого века еще сияли бы. А теперь под взором бога порок облагорожен, а мудрец, одинокий, прозябает в забвении!.. А теперь под взором бога все направляется корыстью, а скромная добродетель внушает отвращение!.. Если бы был бог, разве многочисленные грязные фанатики могли бы шататься, подобно шарлатанам, по нашим площадям и продавать от его имени свои талисманы, затемняя разум людей своими измышлениями, обманывая доверчивый народ и заставляя его ползать у своих ног в страхе наказаний?.. Если бы был бог, разве преступный богач смел бы мерить наглым взором униженного праведника, мудреца, оружием которому служат лишь собственное сердце, невинность и слезы?»

Что касается личности Иисуса Христа, то здесь Марешаль согласен с теми учеными, которые «упорно не желают видеть в личности Иисуса ничего, кроме исторического манекена, облаченного в заимствованные лоскутья». Он считает, что все идеи имеют свою историю, возникают, развиваются и исчезают. Новые идеи используют, соответственно требованиям времени, старые идеи, опираются на них, включают в себя некоторые положения отживших свой век мыслей. Такая же преемственная связь существует между религиями. Но здесь связь между старыми и новыми верованиями носит более беспорядочный и аналогичный характер. Примером может служить христианство. «Евангелие (как и вся Библия), - пишет Марешаль, - это мозаика из случайных кусков, бессвязных изречений, без разбора взятых из разных древних источников и преподнесенных от имени вымышленного существа, называемого Иисусом Христом.

Наиболее развращающую роль религии Марешаль видит в том, что она обезволивает человека, заставляет его склоняться перед злом, примиряться со своими бедствиями, с властью господ. Свобода несовместима с религией. Идея бога - рабская идея. Обращаясь к человеку, опутанному религиозными измышлениями, Марешаль говорит: «Поднимись, человек! Встань в позу господина! Поднимись! Уважай себя! Познай цену себе! Не поклоняйся какому- то богу. Пред тобою - только равные тебе...Без содрогания взгляни на небеса. Там нет господина, вооруженного молнией и готового в гневе своем испепелить тебя. Вне этого мира существует лишь небытие».

Заслуга Марешаля в истории атеистической мысли заключается в том, что он стремился, хотя и непоследовательно и лишь в некоторых вопросах, преодолеть буржуазно-просветительскую ограниченность атеизма XVIII. бесспорно, что ряд положений, развитых Марешалем в критике религии, знаменовал отход его от буржуазно-просветительского атеизма и приближение к воинствующему атеизму пролетариата.

Марешаль полемизирует с теистом: «Выбирай: либо Вселенная движется сама собой, либо и ее создатель был кем-то создан. «Нет, - отвечает теист, - существуя сам по себе, необходимый и абсолютный верховный распорядитель, богатый своей внутренней сущностью, дает существование всему, не получая существования ни от кого>. Непоследовательный теист, почему ты не относишь эти качества к материи? Бог, привлекаемый тобою с таким усилием, лишь сгущает мрак, который нужно рассеять. И почему Вселенная - это великое целое, полное жизни, - не может существовать своей собственной энергией? Знаешь ли ты материю и ее свойства? Она пассивна и безжизненна лишь в твоих помутневших глазах. Прежде чем судить о ней и давать ей творца, о недалекий богослов, нужно познать ее»

«За и против Библии». Эта работа, систематически разоблачавшая библейские легенды и христианскую мораль, была направлена против возраставшего влияния религиозного мировоззрения, защитником которого оказался Шатобриан.

В 1800 г. вышел в свет известный «Словарь древних и новых атеистов», составленный Марешалем при ближайшем участии видного астронома-атеиста Жерома Ла-ланда. «Словарь» был враждебно встречен реакционнойбуржуазией.В «Словаре» Марешаль часто цитирует не только деистов, но даже и отцов христианской церкви. Он отвергает в «Словаре» утверждения об аморальности и бесплодности атеизма и доказывает, что лучшие умы человечества в той или иной степени выступали против религиозных измышлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: