Фразеологизированным выражениям. Для выполнения задания используйте фразеологические словари

1. Держи карман шире – напрасно ждешь, не получишь;

Железная дорога – рельсовый путь для движения поездов;

Иметь место – быть;

Марионеточное правительство – лишенное подлинной самостоятельности;

Море по колено – ничего не страшно;

Ничтоже сумняшеся – ничуть не сомневаясь;

Рукой подать – очень близко;

Ума не приложить – не могу сообразить что-нибудь;

2. Валять дурака – делать глупости;

Задать баню – сильно разбранить кого-нибудь;

Кот наплакал – об очень маленьком количестве кого-нибудь, чего-нибудь;

Между Сциллой и Харибдой – очень далеко;

Типун на язык – шутливое пожелание, говорящему то, что не следует говорить;

Умыть руки – снять с себя ответственность;

Единовременное пособие – пособие, выдаваемое один раз;

Шевелить мозгами – думать;

3. Ахиллесова пята – наиболее уязвимое место;

Ломать голову – стараться понять что-нибудь трудное;

Попасть впросак – по своей оплошности очутиться в невыгодном, неприятном положении;

С коломенскую версту – о человеке большого роста;

Тертый калач – опытный, видавший виды человек;

Фиктивный капитал – несуществующий капитал;

Тяжелый на подъем – с трудом решается делать что-нибудь;

Грецкий орех – твердый орех;

4. Положа руку на сердце – совершенно откровенно;

Прямой угол – угол в 900

Средь бела дня – днем когда свело;

С одной стороны с другой стороны – обсудить со всех сторон;

Нелегкая дернула – сделать без надобности, неизвестно зачем;

Сизифов труд – напрасный труд;

В ус не дуть – не беспокоиться ни о чем.

ТЕМА 5. Морфологическая норма.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

Задание 1. Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами. Словосочетания запишите:

Концертный рояль, фамилия человека, настенная бра, серая мышь, молодой картофель, растворимый кофе, чугунный рельс, белая тюль, ночное кафе, лакированная туфля, попугай какаду, обезьяна шимпанзе, драповое пальто, длинное шоссе, подземное метро, натертая мозоль, табель о рангах,

трамвайное депо, купе в вагоне, горячее какао, звонкий пианино, столовое меню, городское такси, театральное фойе, конструкторское бюро, заключить пари, жюри конкурса, кино в театре.

Задание 2. Определите род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения.

Бездарь (ж. р.); вышибала (м. р.); вертушка (ж. р.); жертва (ж. р.); запевала (общ. р.) голосистый запевала; лиса (ж. р.); коллега (общ. р.) коллега по работе; марионетка (ж. р.); мазила (общ. р.) спортсмен мазила; невежда (общ. р.) полный невежда в музыке; недотрога (общ. р.) капризный недотрога; недоучка (общ. р.) студент недоучка; писака (общ. р.) продажный писака; старшина (м. р.), стрекоза (ж. р.), судья (м. р.), тамада (м. р.), тряпка (ж. р.), тупица (общ. р.) полный тупица; умница (общ. р.). чем не жених красавец, умница; ябеда (общ. р.) мелкий ябеда; лакомка (общ. р.) человек лакомка; выскочка (общ. р.) хитрый выскочка.

Задание 3. Из двух форм существительных, приведенных в скобках, выберите нормативную. Употребите ее в нужном падеже. Согласуйте определение в нужной форме и сказуемое с этой формой.

1.Домик на пригорке был черный и покрыт толем. 2. Ставня слетела с петли. 3. Ударили по рельсу, подвешенному к дереву. 4. Мы вошли в светлый большой зал. 5. Ветром был разбросан скирд.

Задание 4. От предложенных существительных образуйте форму единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения.

1. Африканский жираф, донская степь, скирд села, маленький неряха, спелое яблоко, железная ставня, присоска на стекло, солдатская шинель, золотая медаль, меховой унт, большой гусь, клавиша рояля, манжет рубахи, железный занавес, сельский староста, идиома выражения.

2. Концертный рояль, чугунный рельс, женская босоножка, лесное пожарище, офицерский погон, маленькая бандероль, главный запевала,

гроздь винограда, детский санаторий, кожаный ботфорт, концертный зал, шампунь для волос, натертая мозоль, маленький плакса, мировой судья, моторный бот.

Задание 5. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия.

Балерина, гонщица - гонщик, доярка, массажистка - массажист, маникюрша, санитарка - санитар, секретарша - секретарь, сиделка, солистка - солист, студентка - студент, телеграфистка - телеграфист, ткачиха - ткач, чемпионка - чемпион.

Задание 6. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи родовых пар.

Аквалангист – аквалангистка; адвокат, бригадир, врач, генерал, директор – директриса; доктор, доктор наук, защитник – защитница; инженер,

космонавт – космонавтка; кандидат в мастера – кандидатка в мастера; кондуктор, лаборант – лаборантка; машинист – машинистка; научный сотрудник, педагог, слесарь.

Задание 12. От данных существительных образуйте формы предложного падежа с предлогом в. Составьте с ним словосочетания. Особо отметьте варианты окончаний.

Клумба в саду; в соседнем крае; в очередном отпуске; в слесарном цехе; в книжном шкафу; в кирпичном доме; лекарство хранится в холоде; озеро в лесу; один день в году; яблони в цвету; судно в порту; лимон в чае.

Задание 13. Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

У (него, меня, них, неё);

Навстречу (мне, ему, ей, им);

Выше (его, её, меня);

Благодаря (ему, ей, им, нам, вам);

За (ним, ней, тобой, мной);

К (нему, ней, ним, нам);

Из-за (него, неё, них, вас, нас);

Вслед за (ним, ней, ними, вами).

Задание 14. Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличие вариантов объясните их различие.

Капать – каплет;

Махать - машет;

Сыпать - сыплет;

Двигать – двигает (кого, что) движет (содействовать чему-нибудь);

Мяукать – мяукает;

Щипать – щиплет;

Брызгать – брызжет (кого, что) брызгает (на кого-нибудь);

Полоскать - полощет.

Раздел 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: