Делегирование линейных полномочий связано также с такими элементами управления, как мотивация труда и лидерство в коллективе.
Классическая роль руководителя в функциональной иерархии – контролировать и поддерживать установленный порядок текущей деятельности. Стабильность и порядок – это истинные ценности любой организации. На самом деле в соответствующих условиях и при соответствующем уровне подготовки люди хотят и могут выполнять свою работу без многоуровневой управленческой иерархии. Задача – превратиться из надсмотрщика в реального лидера, показывающего своим примером, как надо работать, и помогающего раскрыть свои способности другим.
В соответствии с концепцией организационного поведения природа человека строится на 6 основных понятиях:
"Пирамида потребностей" по Маслоу
Основные модели организационного поведения, основанные на переплетении
факторов мотивации, лидерства и психологических ожиданий работников
Признаки модели | Модели организационного поведения | |||
Авторитарная | Опекающая | Поддерживающая | Коллегиальная | |
Базис | Власть | Экономические ресурсы | Руководство | Партнерство |
Методы воздействия менеджера на подчиненных | Принуждение | Побуждение | Убеждение, поддержка | Лидерство в команде |
Мотивация труда работника | Подчинение | Материальная заинтересованность | Интерес к выполняемой работе | Ответственное поведение |
Психологические результаты для работника | Полная зависимость от руководителя организации | Зависимость от организации | Причастность к общему делу организации | Самодисциплина в рамках достижения общих целей |
Удовлетворенность потребностей работника | В существовании | В экономической безопасности | В статусе и признании | В самореализации |
Участие работника в процессе труда | Минимальное | Пассивное | Активное | Энтузиазм |
У. Ньюмен перечислил пять причин, по которым руководители могут отказываться делегировать задачи и полномочия своим подчиненным, и еще пять, по которым подчиненные могут уклоняться от дополнительной ответственности
|
|
КОНТРОЛЬ – одна из важнейших функций руководителя. Поэтому залогом успешного и эффективного для управления коллективом контроля является его правильная организация и этичное проведение.
Вопреки сложившемуся мнению, контроль не должен быть репрессивным. Наоборот, он должен подчеркивать значимость контролируемой деятельности! Долгое отсутствие контроля и интереса со стороны руководителя может сигнализировать подчиненному о малой значимости и ненужности выполняемой им работы.
КОНТРОЛЬ – это услуга, которую управляющий должен оказывать своим подчиненным.
|
|