Человеческое измерение философии

Ая Лекция Философия МСО 111

Происхождение философии.

Философия как наука

Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает
«любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал
древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение». Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская– греческая культура) и на востоке (Индия, Китай).В 800-600 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самоосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии.
В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; В Индии
возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Иране
Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине
выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Греции– это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и механика Архимеда. Практически, в одно и то же время и независимо друг от друга в разных частях мира появились все направления философии, были разработаны основные категории, которые используются и сейчас, заложены основы мировых религий. Это период мощного духовного подъема в истории человечества. Как устроен мир в целом? Есть ли первоначала и первопричины бытия и в чем они состоят? Существует ли истина и возможно ли ее познание? В чем назначение человека и почему его жизнь столь сложна и противоречива? Возможно ли построение справедливого общества, где все были бы счастливы? На эти вопросы человек пытается дать ответы вот уже 2 500 лет, и именно они составляют предмет философии.
Этим вопросам соответствуют основные разделы философии:
онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании,
антропология – учение о человеке, социальная философия – учение
об обществе, философия истории – учение об основных
закономерностях развития истории, аксиология – учение о ценностях, этика – учение о морали, эстетика – учение о красоте. В целом философию можно определить как науку, изучающую основные закономерности развития и существования природы, общества, человека и мира в целом.

. Философия и мировоззрение.

Философия носит двойственный характер и рассматривается во-
первых, как одна из форм мировоззрения, во-вторых, как наука.
Под мировоззрением понимается совокупность взглядов и
убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру.
Основные вопросы мировоззрения:
Что такое человек и мир?
Откуда он произошел?
Куда и зачем движется его судьба?
Какой смысл в существовании человека и общества?
В истории человечества существует три основные формы
мировоззрения: мифология, религия, философия.
Исторически первой была мифология – мировоззрение древнего
общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах соединены зачатки знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы.
Основные черты мифа: очеловечивание и одушевление природы;
нерасчлененность мира, невыделенность человека из Космоса; наличие фантастических богов, их активное и непосредственное взаимодействие с человеком; отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений; практическая направленность мифа на решение конкретных задач (хозяйство, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная форма выражения; описательный характер.
Вторая форма мировоззрения – религия. Она определяется как
вера в существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Во многом схожа с мифологией (наличие богов и эмоционально-образное бездоказательное восприятие действительности): включает в себя мифы. Однако, для религии характерно наличие строгого вероучения (индивидуальной для каждой из религий картины бытия и системы догм), жесткой религиозной организации и обязательного религиозного культа (обряды и традиции).
Она носит более обязательный и систематичный характер, чем
мифология Третья, самая поздняя в историческом плане форма, –
философия. Это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия в отличие от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат, стремится к систематичности и внутреннему единству, пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т.е опирается на доказательства в обосновании своих положений).

Философия и наука.

Философия первоначально являлась протознанием, единой и
единственной наукой – «царицей наук» -, включающей в себя все
известное человеку на данный исторический момент знание о
природе, обществе, о нем самом - по всем направлениям.. Такая
ситуация продолжалась до ХVвека. В этот период начинается процесс формирования частных наук (физика, химия, биология и т.д.) со своим специфическим предметом. Конкретные науки «отпочковываются» от философии. Предмет частных наук – законы в какой-то конкретной области бытия (природа - живая или неживая, психическая организация человека и т.д .). Предмет философии– это законы и устройство мира в целом, законы, которые характерны не только для части, но для всего целого. Философия опираются в своем исследовании на данные частных наук, философия служит для частных наук методологией.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом виде;
- главное отличие философии от всех иных наук заключается в
том, что философия является теоретическим мировоззрением,
предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний; - предмет философии шире предмета исследования любой
отдельной науки, философия обобщает, интегрирует другие науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним; - имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.) - носит предельно общий, теоретический характер; - содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в основе других наук; - во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и
мировоззрения отдельных философов;
- является совокупностью объективного знания, ценностей,
нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние
эпохи; - изучает не только предмет познания, но и механизм самого
познания; - имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (познание обращено как на окружающий мир. Так т и на само себя); - испытывает на себе cильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
- в тоже время динамично– постоянно развивается и обновляется;
- неисчерпаемо по своей сути;
- ограничено познавательными способностями человека
(познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Один древний мудрец сказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам человек.
Проблема человека — одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысл и. Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Что же входит в состав философского знания о нем? Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-психологических типов личности и т.п.

Человеческое измерение философии

Философия – это не только эпоха, отраженная в мысли, но это одновременно и человек определенной эпохи с волновавшими его проблемами, выраженными в абстрактно-теоретической форме. В силу этого философия – это не просто мировоззрение и общая теория бытия, но она выступает и как человекопознание. Оригинальный философский труд автора любой исторической эпохи является одновременно и показателем развития личности данной эпохи, отражением состояния духовности всего общества. Примерами этого могут служить несгибаемый борец за претворение идеального общественного устройства в жизнь Платон, ищущий пути к богопознанию через мистическое озарение Августин, стремящийся к экспроприации экспроприаторов Маркс. Во все века философия толкала человечество к раскрытию сущности бытия, но само представление о бытии претерпевало значительные изменения.

Человек постоянно стремился и продолжает стремиться увидеть мир как органическое целое, постичь его связи и закономерности, понять свое место и место всего человечества в общей иерархии бытия. Только через философию человек в состоянии осознать, что он не просто продукт природы, но является высшей ценностью всего бытия. Не случайно философия в оригинале называется «любовью к мудрости», а это значительно выше «любви к знанию». Будучи преходящим и исторически временным, человек вечен в духе, своем горении мысли, в памяти. Философия учит оптимизму, человеколюбию, проявлению человеческого в человеке, подчинению природного социальному, обузданию страстей, очеловечиванию естественных биофизиологических потребностей. Она помогает понять тонкую диалектику отношений «человек – общество», «хочу – дозволено», «свобода – необходимость» и др.

Философия выступает базой всей духовной культуры, помогает отличать существенное от случайного, временное от вечного. Она учит не ставить материальные ценности выше ценностей духовных, выступает методологией разграничения сущностного и преходящего. Человек в силу своей неповторимой духовности создан для философского мышления, а философия учит человека не просто мыслить, понимать, оценивать, а быть именно мудрым. Это полезно во всяком возрасте, особенно в переходном. В силу этого на философию следует смотреть не только как на науку и мировоззрение, но и видеть её «аксиологическое», т.е. ценностное предназначение (аксиология – наука о ценностях). Примерами защищаемых философией ценностей выступают общество, семья, моральные ценности, научные знания, духовная культура, религиозная веротерпимость, сама жизнь и многое другое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: