Особенности развития танцевального искусства в период средневековья

В период средних веков после античного блеска хореографическое искусство словно застыло, но постепенно все же двигалось вперёд. Никакие духовные запреты не действовали на народ, который любовно берег дорогое его сердцу искусство. Хотя танцевали и при дворах, и в высших сферах общества, но настоящим хранителем танца был народ. Ограниченный в свободе и постоянно притесняемый, народ искал веселья в телесных упражнениях. Если приходилось худо – крестьянин топил горе в вине и пляске, жилось весело – он развлекал себя теми же танцами. Именно народные пляски и послужили впоследствии основой для развития придворных и общественных танцев.

В период XII-XIIIвв. резко обозначились две категории танцев. Были танцы медленные, «тягучие», и более быстрые с прыжками. Танцы со спокойными темпами считались дворцовыми, придворными, несмотря на то, что их исполнял и народ. Кавалер брал за руку одну или двух дам и сдержанными шагами проходил по кругу залы. Такое времяпрепровождение считалось тогда весёлым. Более же оживленные танцы с прыжками и круговыми движениями были достоянием народа.

Хороводная форма танца считалась излюбленной по всей Европе. Существовали только разные варианты, зависящие от используемых аксессуаров, от которых и сам танец получал название (стакан вина, гирлянды, обручи, «танец мечей»). Танцевальные движения были достаточно примитивными, состоящими из шагов, наклонов, приседаний, скачков и прыжков. Руки держали на бедрах или подавали друг другу, женщины свободной рукой придерживали юбку. Музыкальным сопровождением служило пение самих танцующих, причем, на современный взгляд, достаточно монотонное. Песня напоминала речитатив и состояла из куплета и припева. Во время припева начинался танец, движения которого как бы иллюстрировали песню. В целом, танец мало зависел от музыки, которая воспринималась танцующими как нейтральный звуковой фон.

В более поздний период в танцевальной культуре намечается ряд изменений. Помимо повсеместно распространенного хороводного танца появился парный танец. Пары могли образовывать круг или стоять в ряд (линию). Усложняется и рисунок движений: к шагам, легким прыжкам добавляются более резкие и высокие прыжки, покачивание корпуса, острый рисунок движений рук. Значительно развивается пантомимный и игровой элемент. Танцы исполнялись под пение танцующих людей и сопровождались игрой на народных инструментах (рожке, тамбурине, свирели, волынке), в некоторых странах — под оркестр, состоящий из кларнета, трубы, барабана, тарелок.

В период средневековья все острее начинает ощущаться разделение между танцами простого народа и танцами аристократии. При дворах королей и феодалов периодически устраивались военные состязания, рыцарские турниры, победителей которых прославляли в песнях и стихах. Каждый такой турнир заканчивался балом.

Огромное воздействие на эволюцию танцевальной культуры и музыки оказывало искусство трубадуров, труверов, менестрелей, скоморохов и пр. Одни сами исполняли свои сочинения, другие предоставляли это бродячим труппам менестрелей и жонглеров. Эти средневековые бродячие актеры, будучи универсальными профессионалами своего времени, играли большую роль в распространении танцев, странствуя от поместья к поместью, от деревни к деревне. Они разыгрывали диалоги, пели, играли на различных инструментах, а также танцевали, выделывали фокусы и акробатические трюки перед своими знатными покровителями или простолюдинами.

Придворные танцы, как уже говорилось, в большинстве своем представляли собой переработанные и видоизмененные согласно правилам этикета народные пляски. Попадая в дворцовые залы, они приобретали подчеркнутую сдержанность, величавость, замедленность. Такие променадные танцы-шествия носили торжественный характер и технически были несложными. Во многом это объяснялось сложным покроем тяжелых нарядов знати — в них можно было делать изысканные медлительные реверансы, но не прыгать. Смысл танца заключался в том, что собравшиеся на пир гости, проходя в своих лучших нарядах перед хозяином, демонстрировали себя и богатство своих костюмов.

Общеупотребительным во времена турниров по всей Европе был танец с факелами. Он исполнялся и при брачных церемониях. Впереди обыкновенно шли кавалеры с зажженными факелами, а за ними следовали приглашенные, которые шли попарно медленными шагами. Простота и наивность такого рода развлечений постепенно перестала нравиться, прежнюю скромность начала разрушать страсть к маскарадам и не большим представлениям, которые состояли из пантомимы и танцев. Маскарады следует считать первой ступенью для перехода к балету. Их сразу полюбили, потому что они были средством для разного рода выходок благородного сословия, желавшего повеселиться.

Эпоха средневековья сыграла важную роль в развитии, как самого танцевального искусства, так и в развитии танцевальной музыки. Именно в это время появляется ряд простейших танцевальных форм и жанров, которые, развиваясь и видоизменяясь, дают начало многим танцам, различным по характеру движений и ритмической структуре.

Самые ранние сведения о европейских танцах различных типов относятся к позднему средневековью – это карола, дукция, эстампи, сальтарелло, мореска. Именно в это время зарождается традиция объединения танцев в пары: за медленным, торжественным танцем (часто в 2-дольном размере) шел быстрый, веселый танец (в 3-дольном размере). Именно этот принцип лег в дальнейшем в основу т. н. старинной танцевальной сюиты, окончательно сформировавшейся в XVII веке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: