С физико-механических позиций время

· одномерно (описывается единственной координатой);

· анизотропно (т.е. однонаправленно «течет» из прошлого через настоящее в будущее);

· необратимо (прошлое неподвластно физическому «пересмотру» из настоящего и будущего)

· однородно (все «мгновения-кванты» времени абсолютно физически тождественны);

· бесконечно и безгранично (т.е. изначально и «навсегда в е ч н о»).

Время, как и пространство, меняет свои свойства на каждом новом эволюционном уровне самоорганизации мира, в границах той или иной из форм движения.

Время качественно усложняется в органическом мире.

Здесь существенным признаком временных отношений оказывается «ритмичность» и «циклическая повторяемость» обменных процессов в биологических «субъектах» и экосистемах. В силу этого, для биологического времени характерна известная обратимость и неоднородность биологических состояний, вытекающие из различной психофизиологической, эмоциональной и адаптационной значимости отдельных временных периодов в борьбе всего живого за выживание. «Субстраты физического времени» (мгновения, секунды, часы, сутки, годы и т.п.) сущностно преобразуются биологическими контекстами «эволюционной ценности», превращаясь в «особые» фрагменты биологического существования.

В социокультурных представлениях о времени, может сказываться особое место людей в составе социального целого, не только различие их духовного уровня, но и их особое имущественное и общественное положение, а потому и особое отношение к себе, к себе подобным и к обществу, к культуре, а через них и к самой реальности. Социальное время включает в себя:

· время индивидуального развития человека (аспекты биографии и Судьбы);

· время поколенческих эстафет, исторических эпох, цивилизационных разломов, смен общественно-экономических формаций, религиозных реформаций и революционных катаклизмов (аспекты метаистории и «философии истории»);

Мерилом социального времени, его качественной полноты, выступает «событийная наполненность и смысловая насыщенность» человеческой жизни. Человеческое существование «во времени» лишь тогда есть нечто самоценное и значимое, когда оно воплощает собой личностное самоосуществление человека, реализацию им своей индивидуальной бытийной «миссии», живое творческое единство временного и Вечного.

В дополнение к биологической перестройке аспектов физического времени, акцентирующей неоднородность и многовекторность временных потоков, социальное время, в свою очередь, преображает уже «время живого», наделяя его символикой историчности и нравственного долженствования (например, «идеалы» как своеобразные культурно-исторические формы бытия того, что «еще не…» в том, что «уже теперь…»). Социальное время фактически является активным бытием человека. Оно не только мера его жизни, оно - пространство его развития.

Философия времени и философские концепции времени.

Обобщая естественнонаучные и социокультурные контексты рассмотрения времени, современная философия мировоззренчески осваивает следующие варианты анализа времени:

1. Субстанциональная концепция времени, рассматривающая его как особого рода «безобъектную сущность», существующую безотносительно к своему возможному «наполнению» предметами, процессами, состояниями или событиями и независимую от материи, движения и пространства. Скорее, следует считать, что именно Время оказывает порождающее влияние на «все существующее», придавая всему индивидуальность; учреждая порядок следования друг за другом и длительность существования всякой единичной временности. «Время первично» по отношению к миру в целом. Время (из)вечно, временность – относительна и смертна (обречена на «конечность»). «Время непрерывно» (безразрывно), а временность – бытийно прерывна, атомистична, существует в промежутке, между, «от и до».

2. Реляционная концепция времени трактует Время как «атрибут» взаимодействия Сущего, как систему отношений между событиями, телами, состояниями и процессами, как их условие, следствие и «форму существования». Время – это взаимодействие временностей, а сами временности оказываются «носителями Времени», основаниями его существования. Время не есть какое-то особое «течение» или особая «длительность» сама по себе, лишь вмещающая в себя вещи (или события мира). Время – есть последовательность бытия самих вещей и событий, порядок их развития, их внутренней связи и их взаимного чередования.

3. Статическая концепция времени исходит из реального («одновременного») сосуществования во Времени прошлого, настоящего и будущего. В бытии ничего не происходит. В нем всё «раз и навсегда» дано и предзадано, т.е. «всегда уже есть» - таково мировоззренческое кредо этой концепции. Она постулирует необходимость смотреть на время не «из времени», а с позиций «божественного наблюдателя»: как бы «из Вечности», где Прошлое, Настоящее и Будущее только «кажутся» разновременными, качественно своеобразными и самостоятельными образованиями. Однако это не так. Мир подобен киноленте, каждый кадр которой фиксирует нечто уже существующее еще до того, как увеличенным и искусственно выхваченным оно попадет на «экран» человеческого сознания и будет «провозглашено» в качестве чего-то наделенного характеристиками «ранее», «теперь» или «потом». Все существующее существует не во временном «сейчас», а в «вечном Настоящем».

4. Динамическая концепция времени утверждает, что бытие есть становление, непрерывное обновление всего и вся. Поэтому единственно реальным временем, временем как таковым, оказывается тот «миг-мгновение-момент» встречи Прошлого, Настоящего и Будущего, в котором они «точечно» сходятся, совпадают и сливаются до неразличимости. События прошлого, в рамках данного воззрения, «уже не существуют», а события будущего «еще не существуют», хотя и те и другие оказывают «возмущающее» воздействие на каждое бытийное «сейчас и теперь», неустранимы из них. Время слагается из наползающих друг на друга «квантов настоящего », подвижных «сейчасностей». Вопрос лишь в том, какова бытийная «длительность» этих уникальных «свиданий». Она «исчисляется» не на основе физико-механической «календарности», а через призму представлений о «качественной самотождественности» того или иного объекта, события или процесса в чреде бытийных изменений.

Философские концепции времени мировоззренчески взаимодополнительны. Субстанциональная и статическая концепции акцентируют внимание на «идеальном», абстрактно возможном времени, а реляционная и динамическая концепции говорят о «реальном», действительном времени.

Таким образом, время как элемент физического описания реальности, как одна из координат некоторой движущейся точки, как параметр измерения длительности физических событий и время как общее условие человеческого бытия — не одно и то же время. Реальность одного и другого — не одна и та же реальность. Если величина первого есть, прежде всего, величина измерения, то величина второго есть, в самой своей основе величина изменений. Время человеческого бытия есть нечто несопоставимо большее, чем «момент положения стрелок» и «интервал между этими положениями», чем то, что может быть усмотрено на циферблате часов или путем наблюдения светил на небосклоне. «Реальное (историческое) время», никогда не есть одно и то же «равномерное, само себе равное время».

Итак, содержанием категорий пространства и времени является совокупность фундаментальных признаков (протяженность, рядоположенность, длительность, последовательность, непрерывность, прерывность, устойчивость, изменчивость, конечность, бесконечность, однородность, неоднородность, граница, окрестность, расстояние, размерность, место, необратимость и др.).

Опредмечивание категорий пространства и времени в материальном процессе и результатах человеческой жизнедеятельности есть одна из форм освоения человеком объективных пространственно-временных отношений бытия. Степень этой освоенности проявляется:

· в организованности социально-предметного пространства и времени, его широте, насыщенности, динамичности, в разнообразии и сложности созданных в «предметном теле» культуры пространственных и временных форм, конфигураций и ритмов;

· в развитости технического базиса, характере орудий труда, в которых в снятом виде заложена способность преобразования пространственно-временных аспектов мира;

· в технологическом строе культуры, приемах, рецептах, операциях, образцах деятельности, в которых запечатлена степень овладения человеком пространства и времени;

· в социальных ритуалах, церемониях и стереотипах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: