Оценка спроса на услуги автосервиса базируется на результатах экспертной оценки текущего состояния спроса и перспектив развития для рассматриваемой совокупности СТО региона.
В рамках текущего состояния спроса для действующих СТО региона оценка осуществляется по следующим показателям:
• фактическое годовое количество обращений на СТО, Mk;
• процент удовлетворения спроса, Wk, (%);
• процентное распределение заездов автомобилей по моделям
на СТО, ,(%).
Таблица 3.5
Основные показатели, характеризующие потребность региона в услугах
автосервиса
Временной период i | Количество легковых автомобилей в регионе Ni | Средневзвешенный годовой пробег автомобилей по маркам , тыс. км | Средневзвешенный годовой пробег всех автомобилей для рассматриваемого периода i LГi, тыс. км | Средневзвешенная наработка на 1 автомобиле-заезд на СТО Li, тыс. км | Общее годовое количество заездов автомобилей региона на СТО NГi | ||
ВАЗ | АЗЛК | ГАЗ | |||||
17,17 | 15,9 | 16,3 | 16,615 | 9,4 | |||
17,17 | 15,9 | 16,3 | 16,655 | 10,3 |
Втоже время необходимо проведение экспертной оценки действующих СТО, с точки зрения их ближайших перспектив развития на временном лаге равном tЛ =2...3 годам, в течение которых предусматривается создание и согласование проектно-разрешительной документации, строительство и ввод в действие нового, конкурирующего с ними предприятия в рассматриваемом регионе.
|
|
При этом экспертиза проводится по показателям, оценивающим:
1) возможность увеличения числа обращений после развития конкретного СТО, что определяется:
- как правило, сложившейся конъюнктурой рынка услуг по ТО и ремонту автомобилей в регионе и динамикой ее изменения, выявляемой на основе опыта компетентных представителей (экспертов) рассматриваемых СТО;
- финансовыми возможностями развития СТО;
- наличием земельного участка, его достаточной площадью, производственными площадями и их резервом, технической возможностью реконструкции и расширения СТО для обеспечения развития предприятия с целью увеличения степени удовлетворения клиентуры в услугах и т.д.
2) возможное процентное изменение обращений на СТО по моделям автомобилей после их развития, (%), определяемое экспертами на основе складывающейся конъюнктуры, динамики изменения состава автомобильного парка в регионе и сложившегося опыта и т.д.
В качестве СТО, подлежащих экспертизе, в основном, выбираются средние и более крупные предприятия, общее обращение клиентуры, на которые составляет не менее 80% от суммарного спроса на услуги по всем СТО рассматриваемого региона.
Экспертами, на выбранных предприятиях, выступают компетентные специалисты, занимающиеся вопросами менеджмента, маркетинга, управления производством (например, директор, коммерческий директор, его заместители, специалисты планирующих подразделений, менеджер по приемке и выдаче автомобилей, мастера, начальник производства, начальники смен и др.).
|
|
Количество экспертов выбирается, как правило, не менее 8. При этом будет обеспечена доверительная вероятность на уровне γ = 0,8 и вероятность некорреспондирования оценок с объективной информацией Q (т.е. вероятность ошибки) не более 0,2.
В общем случае, число экспертов гложет определяться на основе объема выборки для непараметрических методов, т.е.
(3.11)
В рамках курсового проектирования экспертиза текущего состояния рассматриваемых СТО региона и ближайшая перспектива их развития не осуществляется, а задается в виде исходных данных, пример которых приведен в таблице 3.6.
В данной таблице: k – индекс СТО; Ck – индекс (номер) эксперта;
αck – возможное увеличение числа обращений на СТО на ближайшую перспективу с учетом ее развития, (раз).
Таблица 3.6
Экспертная оценка СТО
№ СТО | Текущий период | Ближайшая перспектива (tл = 2…3 г.) | |||||||||||
Годовой спрос (фактическое количество обращений на СТО) Мk | Удовлетворение спроса Wk, % | Распределение заездов по моделям автомобилей , % | Возможность увеличения числа обращений после развития СТО в αсk раз, | Распределение обращений по моделям автомобилей после развития СТО , % | |||||||||
ВАЗ | АЗЛК | ГАЗ | № эксперта, Сk | ВАЗ | АЗЛК | ГАЗ | |||||||
… | Gk | ||||||||||||
1,2 | 1,2 | 1,4 | … | 1,3 | |||||||||
- | 1,8 | 1,7 | - | … | - | - | |||||||
1,6 | 1,6 | 1,6 | … | - | |||||||||
1,7 | 1,7 | 1,7 | … | - |