Понятие спроса. Понятие сдвига кривой спроса. Функция спроса и закон спроса

Установление и динамика равновесной цены. Устойчивость равновесия.

Последствия установления неравновесных цен.

Сущность рыночного равновесия.

Закон убывающей производительности.

Предложение и производительность. Кривая предложения. Сдвиг кривой предложения.

Полезность и спроса.

Понятие спроса. Понятие сдвига кривой спроса. Функция спроса и закон спроса.

Основы анализа спроса и предложения

Тема 2.

7. Общественная выгода от конкурентного равновесия: излишек потребителя и излишек производителя.

В неоклассической экономической теории индивид находится в центре экономического анализа. Его суверенитет, интересы и предпочтения служат основой всей системы взглядов неоклассиков. Желание индивида в условиях РЭ трансформируется в понятие спроса. Спрос на какой-либо товар есть, прежде всего, функция желания. Он характеризует желание индивида купить то или иное количество данного товара.

Понятие сдвига кривой спроса

Теперь обратим внимание на различие двух понятий, которые часто смешивают, - изменение объема спроса (сhange in quantity) и изменение спроса (сhange in demand).


Рис. 1. Изменение объема спроса.

На рис. 1 изображена линия спроса некоторого товара. При движении по линии спроса вправо и вниз объем спроса увеличивается с одновременным уменьшением цены, при движении влево и вверх объем спроса падает с увеличением цены. Скольжение происходит вдоль одной и той же линии спроса, поскольку значения всех факторов, влияющих на спрос (за исключением цены данного товара), остаются неизменными. Предположим теперь, что изменится значение одного из прочих факторов спроса, например дохода. Если доход увеличится, то каждой возможной цене товара будет соответствовать больший объем спроса (мы предполагаем, что вкусы и предпочтения покупателей не изменились). Следовательно, произойдет сдвиг линии спроса вправо из положения DD в положение D``D`` (рис.2).


Рис. 2. Сдвиг линии спроса.

Напротив, уменьшение дохода приведет к смещению линии спроса влево в положение D ` D `. В этих случаях говорят об изменении спроса.

Таким образом, термин "спрос" всегда связывается с положением всей линии спроса или с таблицей спроса в целом, в то время как термин "объем спроса" относится к какой-либо отдельной точке линии спроса или к строке в таблице.

На рис. 2 видно, что сдвиг линии спроса ведет к изменению объема спроса при некоторой постоянной цене P 1.

Отметим также, что одному и тому же объему спроса при сдвиге линии спроса соответствуют разные цены спроса (рис. 3).


Рис. 3. Изменение цены спроса при сдвиге линии спроса.

Мы рассмотрели влияние изменения дохода на положение линии спроса. Теперь рассмотрим воздействие на спрос других факторов.

Функция спроса выражает взаимосвязь между желанием потребителя иметь тот или иной товар и определяющими спрос факторами. Общая функция спроса может быть выражена следующим образом:

Qd = f (P,I,T,Ps,Pc,N),

Характер функции от цены. Она имеет следующий вид:

Q = f(P),

где Qd – объем спроса;

P – цена товара;

I – доход;

T – вкусы и предпочтения потребителей;

Ps – цена заменяемых товаров;

Pc – цена дополняемых товаров;

N – количество покупателей данного товара.

Цена – это сумма денег, которую готов уплатить потребитель за определенное количество товара.

Доход – это сумма денег, которую потребитель получил в качестве компенсации за свои трудовые усилия, в виде вознаграждения за предоставленный другим лицам капитал (%) или сданную в аренду землю (рента).

Вкусы и предпочтения. Влияние этих факторов представляется очевидным. Если тяга к курению у населения возрастает, то линия спроса на сигареты сдвинется вправо. Наоборот, если увеличится число сторонников здорового образа жизни, то линия спроса на сигареты сдвинется влево.

Цены на взаимосвязанные товары: товары-заменители и взаимодополняемые товары

Общий термин "взаимосвязанные товары" относится к любым товарам, для которых изменение в цене одного товара приводит к изменению спроса на другой товар.

Существуют два типа взаимосвязанных товаров: взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Их можно различать по тому, как изменение цены одного товара "смещает" спрос на взаимосвязанный товар.

Рассмотрим два товара, X и Y. Если X и Y являются товарами-заменителями, то при возрастании цены товара Y и неизменной цене товара X потребители будут склонны к увеличению спроса на товар X. В этом случае линия спроса для товара X сдвинется вправо. Если же цена товара Y снизится, линия спроса товара X сдвинется влево, указывая на уменьшение спроса на X. Примером товаров-заменителей могут служить масло и маргарин.

Для взаимодополняемых товаров характерна обратная ситуация: уменьшение цены товара Y ведет к увеличению спроса на товар X, а увеличение цены товара Y ведет к снижению спроса на товар X. Классическим примером взаимодополняемых товаров являются автомобили и бензин. Рост цены на бензин снижает спрос на автомобили. И наоборот, падение цены на бензин увеличивает спрос на автомобили.

Изменения в ожиданиях будущих цен. Эти ожидания играют важную роль в определении положения линии спроса. Если ожидается увеличение цен на соль, то можно полагать при прочих равных условиях, что линия спроса сместиться вправо. Если ожидается уменьшение цены. линия спроса сместится влево. Влияние рассматриваемого фактора наглядно проявилось накануне повышения розничных цен 2 апреля 1991 г.

Население. Увеличение населения (при сохранении неизменного дохода на душу населения) сдвигает линию рыночного спроса вправо для всех товаров, поскольку ведет к увеличению количества покупателей на рынке. Наоборот, уменьшение населения будет сдвигать линию спроса влево в связи с сокращением числа покупателей на рынке.

Главным фактором, оказывающим влияние на количество купленного товара, т.е. объем спроса, является его цена. Между ценой и объемом спроса существует обратная зависимость. В этом заключается сущность закона спроса: количество покупок обратно пропорционально уровню цен. Qd = f(P).

Встречаются исключения из закона спроса, одним из которых является парадокс Гиффена: рост спроса на товар вызывается повышением его цены. Существование эффекта Гиффена определяется несколькими условиями: во-первых, товар на который цена растет, должен принадлежать к числу предметов первой необходимости; во-вторых, уровень доходов покупателей должен быть таким низким, чтобы изменение цены на этот товар (эффект дохода – изменение в потреблении товара в ответ на изменение в его цене, рассматриваемое только как результат изменения реального дохода потребителя в связи с достижением цены на товар) оказывало непропорционально сильное влияние на их покупательную способность (эффект замены – изменение цены по отношению к ценам других товаров; изменение в объеме покупок товара за период, которое наблюдалось бы, если бы реальный доход потребителя был таким, что от изменения цены его благосостояние и не понижалось и не повышалось). Такое возможно лишь тогда, когда абсолютная величина эффекта дохода при росте цены превышает отрицательную величину эффекта замещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: