План:
1. Понятие о методологии.
2. Методологические принципы исследования.
3. Методологические характеристики исследования.
Краткое содержание урока:
Вопрос 1.
Основой научных исследований является методология, которая определяет мировоззренческие позиции, подход к исследованию, выбор методов и объясняет результаты.
Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования.
Выводы
и
предложения.
Обработка материалов.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Конкретное воплощение метода,
в соответствии с целью исследования
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Способы получения фактов о предмете науки.
Методологические принципы научного исследования.
Требования к построению исследования.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Методологической основой педагогики является философия.
(Диалектико-матеариалистическое понимание предмета науки).
В философской литературе нет единого общепринятого определения методологии.
В наиболее широком смысле методологию трактует «Философский энциклопедический словарь» М., 1983, с. 365.
|
|
Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Другое также точное определение дает «Философский словарь» под ред. М.М. Розенталя, М., 1975.
Методология - это учение о методе научного познания и преобразования мира.
В современной литературе, в частности в работе Юдина Э.Г. «Системный подход и принцип деятельности» под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета анализа, задачи исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.
Педагогическое исследование строится на базе методологии. Если до недавнего времени научное педагогическое исследование проводилось в рамках единой философской концепции, то в настоящее время необходимо определить в рамках какой философской концепции разворачивается исследование, каков взгляд зрелого или начинающего ученого на ребенка, его духовное или социальное развитие на период детства и каково отношение к педагогическим воздействиям.
Неудачи некоторых исследователей и практиков, использующих инновационные педагогические технологии, кроется в том, что заимствуется внешняя форма работы с детьми, и при этом игнорируются философские взгляды, на которых построены разные модели воспитания (антропософия в вальдорфской педагогике Штейнера, взгляд на духовное развитие Монтессори, христианское понимание сущности человека в Пилотной школе Ховарда и др.)
|
|
Хотя в современном мире параллельно существуют разные точки зрения, официальная отечественная педагогика изучает педагогическое явление с позиции диалектики
(Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления) Вопрос 2.
Методологические принципы представляют собой основные философские мировоззренческие положения, с позиции которых ведется научное исследование, определяется стратегия подходов в исследовании, выбор методов и интерпретация его результатов.
Принцип - способ достижения социально-значимых целей на основе учета объективных закономерностей.
Исследователи выделяют, называют и характеризуют разные принципы педагогического исследования. Рассмотрим некоторые из них, рассмотренных Загвязинским В.И.
1. Объективность - принцип требует всестороннего учета факторов и условий, порождающих то или иное явление; анализа процесса развития явлений со вскрытием и всестороннем рассмотрением их внутренних противоречий, взаимосвязи и взаимозависимости явлений; адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте; предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке факторов.
Достоверность.
Учет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов и их правильное истолкование (не отдельные примеры, факты, а совокупность фактов), не выхватывание тех фактов, которые выгодны исследователю, а анализ всех полученных материалов. Факты необходимо брать в «целом» и в их «связи». Это относиться не только к полученным фактам, но и к выводам, так на достоверности фактов основывается достоверность выводов.
Доказательность
Связана с достоверностью. Предполагает обоснованность, аргументированность исходных посылок, каждого шага исследования и выводов. Исходные посылки определяются и формируются на основе анализа исследований предшественников научных школ и направлений. Обоснованность требует выбор методов и структуры исследования. Достоверность обеспечивает доказательность. В этом два названных принципа взаимосвязанности.
Альтернативность
или альтернативный характер научного поиска - требование выделить и оценить все возможные варианты решения, выявить все точки зрения на исследуемый вопрос. Обычно в конкретном исследовании поисковый этап позволяет выделить наиболее значимые условия, направления и перспективы работы. При поиске путей решения проблемы важно проанализировать не только совпадающие или близкие точки зрения, но и противоположные, несовпадающие.
Важно проверить не только напрашивающиеся, но и скрытые, неочевидные пути решения. В научном поиске важно проанализировать возможность разных вариантов решения исследовательской задачи.
Научность.
Этот принцип предполагает конкретно - историческое исследование педагогических явлений.
Одинаковые по форме явления исполняются иным, конкретно-историческим содержанием на каждом этапе развития общества.
Научность требует диалектического соотнесения общего, особенного и единичного в педагогических явлениях, раскрытие законов, управляющих развитием педагогических явлений, оценки их с точки зрения конкретно - историчесского подхода.