Памятка обобщения передового педагогического опыта (рекомендации педагогам ОУ)

Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия и т.д.· Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее и конкретнее.· набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по нему тезисы· Сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно".· Оцените практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неинтересен и неубедителен, если в нём не показано, как растут и развиваются дети.· Материал старайтесь излагать строго по плану, кратко, логично, избегая повторений.· Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.· Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы детей, список литературы и т.д.)· Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность: способствуете дальнейшему улучшению качества обучения и воспитания подрастающего

Логика исследования

Педагогические исследования складываются, как правило, из ряда этапов.

׀ этап. Определение проблемы и постановка цели исследования, а в соответствии с нею изучение истории и теории вопроса. Изучение педагогического опыта позволяет построить гипотезу и определить задачи исследования.

׀׀ этап. Осуществление проверки гипотезы (на основе накопления фактов и знаний по изучаемой проблеме) происходит через констатирующие, формирующие и контрольные ступени (срезы) исследования.

׀׀׀ этап. Теоретические выводы, сделанные на основе обработки и осмысления полученных фактов и новых знаний.

׀V этап. Оформление результатов научного исследования.

V этап. Внедрение результатов исследования в практику.

Н а п е р в о м э т а п е выдвигается проблема исследования. Её исходным началом может быть: а) непосредственная потребность практики; б) запросы общества и перспективные задачи в области воспитания человека; в) внутренняя логика развития педагогических теорий в целом и ее отдельных частей; г) анализ неисследованных областей педагогического процесса в теории педагогики. Проблема выражает в теоретической форме противоречие, создавшееся в науке и соответствующей ей сфере жизни, в практической деятельности.

Гипотеза – это научное предположение, помогающее выявлять на каждом этапе работы направленность научного поиска. Она предвидит процесс исследования и его выводы. Признаки хорошей гипотезы – соответствие ответа поставленному вопросу, выводов – посылкам, доступность проверке. Вслед за выдвижением гипотезы разрабатываются конкретные задачи исследования, определяются условия, способы, исходные данные и средства решения задач, намечаются методы исследования.

В т о р о й э т а п исследования направлен на решение поставленных задач, проверку гипотезы. Здесь важным является целенаправленный сбор фактов, нахождение критериев, с помощью которых можно будет их оценить. Этому предшествует разработка методов, соответствующих предмету и задачам исследования, а также возрасту детей. Здесь применяются констатирующая, формирующая и контрольная ступени исследования. Констатирующая ступень изучает состояние педагогического явления до активного вмешательства в него исследователя. Этой ступени соответствуют обычно и определенные методы: опрос, интервью, социометрия, наблюдение, лабораторный эксперимент, изучение педагогического опыта и т.д. На втором этапе исследования ведущая роль принадлежит формирующему эксперименту (формирующей ступени), который опирается на выводы констатирующего эксперимента и позволяет преднамеренно вносить в педагогический процесс требуемые изменения, учитывать полученные результаты. Контрольная ступень позволяет выявить эффективность изучаемых способов педагогического воздействия. Обычно эдесь используются наблюдение, лабораторный эксперимент, беседа, изучение детской деятельности и её результатов и другие методы.

Т р е т и й э т а п – теоретическое осмысление полученных данных и оформление результатов научного педагогического исследования. На этом этапе производятся обработка фактов, их анализ, систематизация, на основе которых проводится обобщение, установление закономерностей. Результаты исследования позволяют определить степень решения задач, подтвердить или отвергнуть гипотезу. Если гипотеза подтверждается, то она принимает характер нового знания. Если же отвергается, то выдвигается новая гипотеза, которая требует дальнейшего исследования.

Ч е т в е р т ы й э т а п – оформление результатов научного исследования. Они излагаются в определенной логике: обоснование актуальности проблемы исследования, описание процесса исследования, анализ его результатов, формулирование выводов.

З а в е р ш а ю щ и й (п я т ы й) э т а п исследования – применение его результатов. Исследование считается законченным тогда, когда его результаты находят применение в практике и теории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: