Место России в цивилизационном процессе

Основные факторы российской истории.

История России, как и история любой другой страны, является частью всемирной истории и не может изучаться вне ее контекста.

Возникнув на континенте, который стал главной ареной человеческих деяний, наша страна с момента своего появления была вовлечена в жизнь Европы и Азии, Запада и Востока.

Впоследствии, когда Россия превратилась в империю и обрела статус мировой державы, играющей заметную роль во всех ключевых политических событиях, ее исторические судьбы еще теснее переплелись с судьбами человечества в целом.

Вклад России в мировую культуру и науку также не подлежит сомнению.

Место России в мире, ее роль в общеисторическом процессе осмысливались на протяжении нескольких столетий, и по сей день эти проблемы являются предметом дискуссий. В русском обществе подобные дискуссии всегда были связаны с выбором пути дальнейшего развитии страны, и потому нередко приобретали обостренный характер. Можно выделить несколько основных точек зрения по данному вопросу:

1. Россия является частью западной цивилизации. Эту позицию развили в 30–40-х гг. XIX в. русские историки и литераторы, известные как «западники» или «европеисты» (С.М. Соловьев, Б.И. Чичерин, К.Д. Кавелин и др.). Они считали, что русский мир по своей культуре, экономическим связям, христианской религии ближе к Западу, нежели к Востоку, и потому должен стремиться к сближению с Европой, к ликвидации отставания от передовых ее стран. Западнические концепции получили продолжение в марксистко-ленинской философии советского периода. В ней Россия рассматривалась по аналогии с западными обществами: до второй половины XIX в. века она отставала в социально-экономическом развитии, но затем совершила рывок и раньше других стран достигла рубежа перехода к высшей, коммунистической, формации. Следует добавить, что, начиная с Петра Великого и до настоящего времени, власть в России преимущественно придерживалась курса на развитие страны по западному образцу.

2. Россия является типично восточной цивилизацией. На этой точке зрения стояли немногочисленные отечественные «восточники» (Э.Э. Ухтомский, С.Н. Сыромятников и др.), ее разделяли и разделяют зарубежные историки. Основная идея концепции заключается в том, что после татаро-монгольского нашествия произошло этническое и культурное смешение двух цивилизаций: ордынской и древнерусской. В результате Русь переняла характерные черты восточного общества: централизацию и единоначалие в управлении, подчинение общества государству, административный произвол вместо главенства законов, условность права собственности и т.д. Исследователями эта ситуация оценивалась по-разному: «восточники» писали об особой, развивающей, миссии Русского государства среди азиатских стран, западные авторы присматривались к попыткам вестернизации России, их успеху и неуспеху, пытались оценить дистанцию между миром Запада и стремящейся к нему восточной державой.

3. Россия является цивилизацией, уникальной в своем развитии. Корни этой идеи восходят к религиозно-мессианским представлениям XVI в., развивающимся вокруг формулы «Москва – Третий Рим». Если говорить о научно-философском осмыслении данной проблемы, то стоит остановиться на двух наиболее значительных концепциях.

Согласно первой, Россия – это особая славянская цивилизация. Сторонники данного направления, «славянофилы» (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.), в 40-х гг. XIX в. вели оживленный диспут с «западниками», ратуя за самобытность русского народа, его органическое развитие. Славянофилы считали особенностями русского мира православную веру, высокую духовность, общинный быт, соборность, а забвение этих основ, их подмену, называли причиной трагического раскола русского общества.

Во второй половине XIX в. положения первых славянофилов разрабатывались «почвенниками» (А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов, Ф.М. Достоевский) и идеологами позднего славянофильства (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов). Н.Я. Данилевский, один из основателей цивилизационного подхода к истории, выделил отдельный, гармонично развивающийся славяно-русский культурно-исторический тип.

Вторая концепция генетически восходила к славянофильству, но трактовала самобытность России иначе: ее адепты утверждали, что Россия является евроазиатской цивилизацией. Евразийская теория родилась в 20-30-х гг. XX в. в среде русской эмиграции. В ее основании лежали наблюдения В.О. Ключевского и Н.Я. Данилевского, развитые Н.С. Трубецким, П.Н. Савицким, Г.П. Флоровским, Г.В. Вернадским и др. Евразийцы акцентировали внимание на особом географическом положении России, ее полиэтническом характере, смешении в русском государстве, обществе, культуре восточных и западных черт. Именно в этом синтетическом характере они и видели уникальность русской цивилизации. Впоследствии положения евразийства были возрождены и дополнены Л.Н. Гумилевым.

4. Россия вообще не является цельной цивилизацией. Мнения такого рода высказывались разными авторами. Немецкий культуролог О. Шпенглер писал, что допетровская Россия – это еще внеисторическая культура, а петровская Россия, получившая продолжение в советской, представляет собой «псевдоморфоз» – ситуацию, когда еще не сложившаяся исторически душа народа заключается в формы чужой, в данном случае западной, культуры. Философ и историк Н.И. Бердяев, рассматривая взаимодействие восточных и западных влияний на русское общество, характеризовал его, в отличие от евразийцев, не как синтез, а как противоборство, противоречие (антиномичность). Русское общество, по мнению Бердяева, всегда было расколото, его развитие прерывисто, а потому надо говорить не об одной исторической России, а о нескольких Россиях (Киевской, Московской, петровской, императорской, советской). Ряд современных российских ученых (Л.И. Семенникова, И.Г. Яковенко, Б.С. Ерасов) полагают, что Россия представляет собой неоднородный конгломерат народов, в котором связующую роль выполняет не цивилизационное единство, а мощь государственной власти. У созданной на такой основе страны нет самобытного пути, и этим объясняются ее постоянные метания между Востоком и Западом.

Историческая наука о развитии человеческого общества как и любая научная дисциплина имеет свой предмет исследования.

В целом история включает в себя исторические источники (что было), исторические концепции, теории (почему).

Успешное изучение истории и её научно-достоверная реконструкция зависят от методологии исследования. Под методологией понимается учение о методах научного поиска, о приемах и операциях по накоплению и освоению знаний, о способах построения и обоснования системы знаний об историческом прошлом.

кий процесс предстает в виде смены цивилизаций: преодоление обезличенност1) Теория общественно-экономической формации (К. Маркс, Ф. Энгельс).

История-это последовательная смена общественно-экономических формаций.

Общественно-экономическая формация-это общество на определенной ступени развития, которая характеризуется следующими факторами:

Надстройка

a) общественная политическая система общества духовной жизни

b) базис: производственные отношения – тип собственности на средство производства, социальная структура общества, форма эксплуатации.

производительные силы-орудия труда, технологии, люди.

4 общественно-политические формации:

a) первобытно-общинная(до 9 в)

b) феодальная (9 в-1861год)

c) капиталистическая (1861-1917)

d) социалистическая (1917 – 2-ая половина 80 годов)

2) цивилизационный подход

Исторически в историю, растворение индивидов в массе, познание человека в истории.

Цивилизация – это социо-культурная общность, формируемая на основе универсальных ценностей, получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права, искусства. Эти ценности сочетаются с обширным комплексом духовных и практических знаний.

Цивилизации выделяют следующие факторы: религия, культура, менталитет, географическая среда, экономика, политическая система.

В истории России выделяют так же 4 цивилизационных модели:

a) Языческая (до конца 10 века)

b) Христианская (14-16 век)

c) Рационалистическая (18-начало 20 века)

d) Тоталитарная (после 17 года до середины 80 годов)

Факторы, определившие развитие истории:

1. Влияние на русскую историю природно-климатического фактора.

-Сравнивают Россию и Западную Европу.

Плотность населения высокая.

-В России богатство ресурсов породило привычку к экстенсивному потребительскому отношению к природным ресурсам.

-На территории, которая составила ядро русского хозяйства:

Во-первых: была плохая почва и она предопределила низкие урожаи

Во-вторых: так же нехватка времени на тщательную обработку земли из-за очень короткого цикла с/х работ.

В-третьих: времени не хватало на заготовку корма для скота = низкая продуктивность скотоводства= острая нехватка удобрений

Климатический фактор: позволял европейцам большую часть года заниматься сельским хозяйством и приучаться к систематическому труду. А в России наоборот.

Российскому обществу был присущ низкий объем совокупного прибавочного продукта.(излишки).В связи с этим господствующий класс вынужден был создавать жесткие рычаги механизма, направленного на изъятие той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на удовлетворение потребностей самого государства, господствующего класса и общества в целом.

В том числе и отсюда идет многовековая традиция деспотической власти российского самодержца. Отсюда истоки крепостного права.

Крепостной труд –снизил стремление к высокому качеству труда

Тяжелые условия труда выработали другую привычку- коллективизм. В Европе от своего хозяина крестьянин бежал в город. В России ему бежать было некуда.

В Европе – буржуазные ценности. В России- коллективистские идеалы, главные ячейки это казачество и община.

2. Влияние на русскую историю геополитического фактора.

Обширная, слабозаселенная территория- благополучные условия для оттока земледельческого населения из исторического центра России при усилении его эксплуатации.

Государство усиливало контроль за личностью земледельца что бы не лишиться доходов.

С другой стороны слабозаселенная территория приводила к тому, что русские в процессе колонизации не имели нужды воевать с коренными народами на территорию.

Постоянные вторжения, открытость пограничных территорий приводили к колоссальным усилиям русского народа по обеспечению своей безопасности.

Оторванность от морей

Народы Европы развивались на базе Римской империи и многое позаимствовали из античной скульптуры.

Широкая речная сеть-благоприятное условие для единства и территориально сплачивала страну.

Речные, ж/д пути.

3. Религиозный фактор

Католическая церковь в силу относительной независимости от светских государей представляла собой большую оппозиционную силу, чем православная церковь.

Вместе с тем православие давало большую свободу внутренней жизни. Православие не знало орденов.

В результате всех вышеперечисленных факторов главной ценностью Российского общества стала община, а не ч.с. Государство рассматривалось не как надстройка, а как становой хребет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: