Ответы к экзамену
По дисциплине «История»
Предмет и задачи курса «История». Методы и источники изучения истории.
История — неотъемлемая составляющая общей культуры. У человека, изучающего историю, в процессе познавательной деятельности и накопления исторических знаний формируется историческое сознание, которое является элементом общественного сознания.
В науке под историческим сознанием принято понимать совокупность каких-либо представлений, которые присущи как обществу в целом, так и составляющим его социальным группам.
В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как наглядный пример жизни для воспитания человека, формирования его этнического сознания.
История как наука всегда воплощает социальную память всех поколений.
Изучение истории способствует нравственному развитию и формированию личности, стимулирует творческое мышление, умение действовать на благо общества. (Размышляя о значимости исторических знаний, один из выдающихся русских историков В.О. Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».)
|
|
Как и любая другая наука, историческая наука о развитии человеческого общества имеет свой предмет и принципы исследования.
Один из таких принципов — это изучение различных сфер деятельности людей, изучение процесса развития человечества, накопления знаний о человеческом обществе.
История — это не только наука о прошлом, но также наука о поступательном движении человеческого общества как едином, разностороннем и противоречивом процессе.
От методологии исследования зависит успешное изучение истории и ее научно-достоверная реконструкция.
Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления — исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.
К конкретным методам относятся:
1. общенаучные;
2. собственно исторические;
3. специальные — заимствованные из других наук.
Общими методами для всех гуманитарных наук служат:
1. логический;
2. исторический.
Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии их развития. Именно в этот момент они приобретают наиболее зрелую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.
Исторический, метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общие закономерности.
|
|
Для изучения и исследования истории России обычно используют следующие методы:
-хронологический метод, который состоит в изложении явлений в строго хронологическом (временном) порядке;
-хронологическо-проблемный метод, заключающийся в изучении и исследовании истории России по периодам (эпохам), внутри периодов — по проблемам;
-проблемно-хронологический метод, исследующий какую-то одну сторону жизни и деятельности государства в ее постепенном развитии;
-синхронический метод, который применяется реже других и с помощью которого можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за ее пределами.
Исторические источники — это свидетельства о прошлом, остатки прошлой жизни.
Классификация исторических источников — это одна из основ вспомогательной исторической дисциплины — источниковедения.
В настоящее время выделяют семь основных групп исторических источников:
1. письменные;
2. вещественные;
3. устные;
4. этнографические;
5. лингвистические;
6. фотокинодокументы;
7. фонодокументы.
Самыми важными источниками для изучения истории России служат летописи. Древнейшая из дошедших до нас «Повесть временных лет» написана в XII в. Летописи, подобно историческим произведениям, состояли из записей по годам и представляли собой источники сложного состава. Судебник 1497 г., Соборное Уложение 1649 г., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты также являются историческими источниками.