Предмет и задачи курса «История». Методы и источники изучения истории

Ответы к экзамену

По дисциплине «История»

Предмет и задачи курса «История». Методы и источники изучения истории.

История — неотъемлемая составляющая общей культуры. У человека, изучающего историю, в процессе познавательной деятельности и накопления исторических знаний формируется историческое сознание, которое является элементом общественного сознания.

В науке под историческим сознанием принято понимать совокупность каких-либо представлений, которые присущи как обществу в целом, так и составляющим его социальным группам.

В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как наглядный пример жизни для воспитания человека, формирования его этнического сознания.

История как наука всегда воплощает социальную память всех поколений.

Изучение истории способствует нравственному развитию и формированию личности, стимулирует творческое мышление, умение действовать на благо общества. (Размышляя о значимости исторических знаний, один из выдающихся русских историков В.О. Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».)

Как и любая другая наука, историческая наука о развитии человеческого общества имеет свой предмет и принципы исследования.

Один из таких принципов — это изучение различных сфер деятельности людей, изучение процесса развития человечества, накопления знаний о человеческом обществе.

История — это не только наука о прошлом, но также наука о поступательном движении человеческого общества как едином, разностороннем и противоречивом процессе.

От методологии исследования зависит успешное изучение истории и ее научно-достоверная реконструкция.

Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления — исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.

К конкретным методам относятся:

1. общенаучные;

2. собственно исторические;

3. специальные — заимствованные из других наук.

Общими методами для всех гуманитарных наук служат:

1. логический;

2. исторический.

Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии их развития. Именно в этот момент они приобретают наиболее зрелую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.

Исторический, метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общие закономерности.

Для изучения и исследования истории России обычно используют следующие методы:

-хронологический метод, который состоит в изложении явлений в строго хронологическом (временном) порядке;

-хронологическо-проблемный метод, заключающийся в изучении и исследовании истории России по пери­одам (эпохам), внутри периодов — по проблемам;

-проблемно-хронологический метод, исследующий какую-то одну сторону жизни и деятельности государства в ее постепенном развитии;

-синхронический метод, который применяется реже других и с помощью которого можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за ее пределами.

Исторические источники — это свидетельства о прошлом, остатки прошлой жизни.

Классификация исторических источников — это одна из основ вспомогательной исторической дисциплины — источниковедения.

В настоящее время выделяют семь основных групп исторических источников:

1. письменные;

2. вещественные;

3. устные;

4. этнографические;

5. лингвистические;

6. фотокинодокументы;

7. фонодокументы.

Самыми важными источниками для изучения истории России служат летописи. Древнейшая из дошедших до нас «Повесть временных лет» написана в XII в. Летописи, подобно историческим произведениям, состояли из записей по годам и представляли собой источники сложного состава. Судебник 1497 г., Соборное Уложение 1649 г., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты также являются историческими источниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: