Тема 1 «Предмет и метод экономической теории»

Тема 1 «Дидактика и методика преподавания экономики»

1. Цели, законы и принципы дидактики.

2. Особенности методики преподавания экономики.

3. Методика изложения экономических категорий.

Контрольные вопросы

1. Для чего человеку учиться?

2. Что является объектом и предметом изучения дидактики?

3. Какие задачи решает дидактика?

4. Назовите законы обучения, выделенные современной дидактикой.

5. Охарактеризуйте классические принципы дидактики.

6. Чем отличается предмет исследования методики преподавания экономических дисциплин от предмета общей дидактики?

7. Отличительные характеристики методики преподавания экономических дисциплин?

8. В чем состоят особенности изложения экономических категорий?

Задание

Сформулируйте ключевые вопросы к каждому из уровней образовательных задач Б. Блума.

Тема 2 «Теория обучения»

1. Сравнительный анализ парадигм высшего образования.

2. Качества личности учащегося.

Контрольные вопросы

1. Что означают следующие понятия: «обучение», «преподавание», «учение», и «образование»?

2. Назовите авторов развивающего обучения.

3. Каковы субстанциональные основы парадигмы преподавания и парадигмы учения?

4. По каким критериям сравниваются две названные парадигмы?

5. Назовите и охарактеризуйте уровни усвоения учебного материала.

Задания

Задание 1. Сформулируйте задание по экономике и продумайте, какие качества личности обучаемого развиваются при его выполнении.

Задание 2. Рассмотрите особенности развивающего обучения в различных концепциях его основателей: дидактические принципы концепции Л. В. Занкова и дидактические принципы концепции В. В. Давыдова – Д. В. Эльконина.

Задание 3. Какие качества личности развиваются у студентов при осуществлении образовательной деятельности?

Тема 3 «Современные методы обучения»

1. Методы обучения: сущность, классификация

2. Методы обучения в ретроспективе образовательного процесса Европы и России

Контрольные вопросы

1. Что означает метод обучения?

2. Чем отличается метод от приема обучения?

3. Проведите систематизацию методов обучения по различным критериям.

4. Как соотносятся: а) академический метод и метод прямого обучения; б) интерактивный метод, моделирование и совместное обучение?

5. Какую роль сыграла «Энциклопедия» (1751–1772 гг.) Д. Дидро и Ж. Д’Аламбера в образовательном процессе?

6. Объясните появление различных методов обучения в педагогической практике Европы и России.

Семинарское занятие проводится в интерактивной форме

Проводится семинарское занятие с использованием интерактивной методики «5 из 25». К работе привлекается материал темы «Спрос, предложение и рыночная цена». Составляется анкета – список из 25 утверждений, раскрывающих суть изучаемой темы. Причем, утверждения должны быть одинаково значимыми, чтобы сложно было выбрать несколько основных из предлагаемого перечня для освещения обозначенной идеи. Одна из версий анкеты предложена ниже.

Анкета

Из предлагаемого перечня утверждений (25) следует выбрать пять наиболее значимых и расставить их по степени важности. Системообразующую идею может предложить преподаватель, а могут это сделать и студенты. Например, предлагается осуществить такой выбор, ориентируясь на предмет экономики.

Представим процедуру работы с анкетой:

1. Индивидуальный выбор. Каждый студент определяет свою позицию по данному вопросу – выбирает пять наиболее значимых утверждений.

2. Деление на группы. Преподаватель образует малые группы.

3. Работа в малых группах. Каждая группа работает над созданием общей позиции – выбором пяти наиболее значимых утверждений. Совместный выбор должны разделять все члены подгруппы. Здесь важно слышать друг друга и выбирать веские аргументы.

4. Иерархизация. Ранжирование пяти наиболее важных утверждений необязательно. Преподаватель сам определяет, вводить этот этап или нет.

5. Представление результатов. Представители подгрупп (по желанию или выбору преподавателя) презентуют результаты своей работы. Дается короткий комментарий с записью на доске.

6. Комментарии ведущего. Педагог подводит итоги работы, комментирует результаты работы малых групп. Он мотивирует свой выбор как один из взглядов на проблему, а не как на решение спора. В силу того, что занятие проводится по методике преподавания экономических дисциплин, важно ответить на следующие вопросы: 1. Когда используется данная методика? 2. Каковы «плюсы» и «минусы» состоявшегося вида деятельности?

Утверждения:

1. Механизм координации спроса и предложения действует на товарном рынке и рынке ресурсов.

2. Взаимодействие спроса и предложения осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции.

3. Предприятия должны сокращать свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их понижения (при неизменности всех других факторов).

4. Покупатели приобретают дополнительные единицы товара при условии, что их цена понижается (при неизменности всех других факторов).

5. При более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести более дешевый товар вместо аналогичного товара, который теперь становится дороже.

6. На рыночную цену влияет как спрос, так и предложение.

7. Продавец должен уметь объяснить назначение каждого товара.

8. На спрос влияют и неценовые факторы.

9. Реклама – стимул спроса.

10. В точке равновесия экономическое движение прекращается.

11. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе.

12. В установлении рыночной цены важную роль играет не только объем предложения, но и качество товара.

13. В случае, когда объем спроса равен объему предложения, цена на товар может сохраняться.

14. С возрастанием качества товара возрастает спрос на него (при неизменности всех других факторов).

15. Повышение цены на какой-либо вид товара ведет к уменьшению спроса на взаимодополняемый с ним вид (при неизменяемости всех других факторов).

16. Закон спроса описывает связь между ценами и количеством товара, которое будет куплено при каждой возможной цене.

17. Закон предложения гласит, что продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше при низких.

18. Спрос влечет за собой предложение.

19. Взаимодействие спроса и предложения приводит к формированию равновесной цены.

20. Действие неценовых факторов приводит к изменению в предложении.

21. Чтобы покупка состоялась, необходимо два экономических субъекта – покупатель и продавец.

22. Повышение цены на какой-либо вид товара ведет к увеличению спроса на взаимозаменяемый с ним вид.

23. Спрос и предложение способны дать представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании экономической системы в целом.

24. Закон спроса действует только в отношении нормальных товаров.

25. Увеличение количества постоянных покупателей способствует успеху фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: