Методические указания для студентов

Темы семинарских занятий

Тема 1. Предмет и методология истории экономических учений.

1. Предмет и метод истории экономических учений. Понятия массового экономического сознания, экономической мысли, экономического учения.

2. Вопросы периодизации истории экономических идей.

3. Понятия школы и направления в истории экономической науки.

Вопросы для обсуждения и контроля:

1. Проанализируйте предпосылки, обусловливающие целесообразность изучения истории экономических учений.

2. В чем выражались особенности изучения истории экономических учений в России в советский период?

3. Охарактеризуйте логику структуризации разделов, этапов, теоретических направлений и школ курса «История экономических учений».

Тема 2. Становление экономической теории.

1. Экономическая мысль Древнего Востока:

а) особенности экономического развития древневосточных государств;

б) экономическая мысль Вавилона, Древнего Египта. Кодекс Хаммурапи;

в) экономическая мысль Древней Индии. Трактат Артхашастра. Законы
Ману;

г) экономическая мысль Древнего Китая. Конфуцианцы и легисты.Трактаты «Гуань – Цзы».

2. Экономическая мысль античного мира:

а) экономические воззрения мыслителей Древней Греции: Ксенофонт, Платон, Аристотель;

б) экономические идеи Древнего Рима: Катон, Варрон, Колумелла.

3. Экономические проблемы и идеи феодальной эпохи:

а) хозяйственные предписания Корана;

б) экономические воззрения канонистов. Фома Аквинский.

4. Экономические и политические условия формирования и развития идей
меркантилизма, его сущность и этапы:

а) период "первоначального накопления капитала";

б) монетарная система раннего меркантилизма;

в) поздний меркантилизм: теория торгового баланса; механизм золото -
денежных потоков. Количественная теория денег;

г) особенности российского меркантилизма.

Вопросы для обсуждения и контроля:

1. Что считалось богатством в сочинениях древневосточных ученых и мыслителей?

2. Какие формы косвенного регулирования экономики предлагались древнекитайскими мыслителями?

3. Почему предметом изучения в экономической мысли древневосточных цивилизаций была национальная экономика в целом (макроэкономика)?

4. Раскройте содержание термина: «Азиатский способ производства».

5. Что понимали под богатством ученые античного мира и в чем в данном случае проявлялся морально-этический подход?

6. Какие функции денег выделяли мыслители Древней Греции?

7. Раскройте идею систематизации экономических отношений Аристотеля и назовите критерий его систематизации?

8. В чем выражается нормативный характер экономической мысли средневековья?

9. В чем смысл «справедливой цены» у Фомы Аквинского?

10. В чем, по Ибн-Хальдуну, проявляются естественные законы развития общества?

11. Кто и для каких целей, согласно экономической теории Ибн-Хальдуна создал деньги?

12. В чем выражаются различия раннего и позднего меркантилизма?

13. В чем выражаются особенности российского меркантилизма?

14. Что предлагали российские меркантилисты в экономической политике государства?

Тема 3. Классическая школа политической экономии.

1.Социально - экономические условия возникновения классической школы. У.Петти - основатель трудовой теории стоимости.

2.Экономическая теория физиократов:

а) специфика предмета исследования физиократов,

б) идеи " естественного порядка";

в) "Экономическая таблица" Ф.Кэне.

г) теория единого налога;

д) экономические взгляды Ж.А.Тюрго.

3. А Смит – «отец политической экономии. Теория стоимости и учение о доходах.
«Догма» Смита.

4. Экономическая теория Д.Рикардо - высшая ступень развития классической школы политэкономии.

а) предмет исследования у Д.Рикардо;

б) теория ренты, заработной платы и прибыли; \

в) трудовая теория стоимости - основа теории Д.Рикардо;

г) теория внешней торговли.

5. Взгляды Т.Р.Мальтуса:,

а) "Опыт о законе народонаселения»,

б) взгляды на стоимость и теория "третьих лиц".

6. Экономические взгляды Ж.Б.Сэя:

а) теория трех факторов производства;

б) закон рынков и "тождество Сэя";

в) теория кризисов.

7.Экономические труды Дж.Стюарта Милля.

8.Мелкобуржуазная критика капитализма: утопические взгляды С. Де Сисмонди и Ж.Г.Прудона.

Вопросы для обсуждения и контроля:

Тема 4. Маржиналисткая революция. Генезис неоклассики.

1. Понятие маржиналистской революции:

а) ее причины, этапы, общее содержание;

б) первые варианты теории полезности (Э.Кондильяк, Ф.Галиани);

в) обоснование предельного анализа в работах ОЛСурно, Ж.Дюпюи,
И..Тюнена, ГТоссена).

2. Австрийская школа (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем -Баверк):

а) Субъективистский подход и обоснование предмета и метода
политэкономии;

б) теория предельной полезности;

в) психологическое истолкование источника процента и прибыли.

3. Английская ветвь теории предельной полезности: У.Джевонс,
Ф.Эджуорт.

4. Кембриджская школа (А.Маршалл).

а) теория цен и доходов А.Маршалла - основа неоклассической
макроэкономики;

б) инструментарий коэффициентов эластичности;

в) "Принципы экономической теории" А.Маршалла как главный труд
второго этапа маржиналистской революции;

г) А.С.Пигу - "Теория благосостояния".

5. Американская школа (Дж.Б.Кларк):

а) теория предельной производительности факторов производства;

б) методологическая концепция статики и динамики.

6. Лозаннская школа:

а) модель общего экономического равновесия Л. Вальраса;

б) теория оптимума В.Парето.

Тема 5. Альтернативные течения в западной экономической науке.

1.ФЛист и система национальной политической экономики.

2. Историческая школа в Германии:

а)"старая" историческая школа (В.Рошер, К. Книс, ВХильдебрант);

б)"молодая" историческая школа (Шмоллер, Л.Брентано, Ф.Гольде);

в)" третья волна" исторической школы (М. Вебер, В.Зомбарт)

3.Ранний (американский) институционализм (ТВеблен, Дж.Коммонс,У.Митченлл);

б) концепции менеджеральной революции (Т.Минз, А.Берли).

4.Германский неолиберализм (В.Окейн, Л.Эрхард).

Тема 6. Развитие экономической мысли пореформенной России.

1.Особенности экономического развития России после реформы 1861 года.

2.Экономико-математическая школа в дореволюционной России (В.К. Дмитриев, В.С. Войтинский, Е.Е.Слуцкий).

3.Легальный марксизм как течение экономической мысли (П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский).

4.Распространение идей марксизма в России (Н.И.Зибер, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин).

Вопросы для обсуждения:

1. Какие проблемы разрабатывали ученые «математической школы» в дореволюционной России?

2. Являлись марксистами легальные марксисты? Как они относились к теории К. Маркса?

3. В чем, по мнению М.И. Туган-Барановского, состояли преимущества социализма?

4. Почему Г.В. Плеханов выступал против большевиков и считал себя истинным марксистом?

Тема7. Школы и идеи начала и середины 20в.

1. Новые проблемы неоклассической теории в начале 20в.

2. Концепция монополистической конкуренции (Э. Чемберлин, Дж. Робинсон).

3. Развитие неоклассической теории благосостояния (А.С Пигу, А. Бергсон).

4. Теория экономической динамики Й. А. Шумпетера. «Методология и история экономического анализа».

5. Стокгольмская школа (К.Виксель, Э.Лудберг, Г.Мюрдаль).

6. Неоинституционализм (Р.Коуз, Д.Найт).

Тема 8. Ключевые проблемы советской экономической науки (1917- 1991 годы).

1. Методологические дискуссии 1920 - 30 -х гг. 20 в.:

а) дискуссия о границах и предмете политэкономии;

б) дискуссия о характере экономических законов при социализме;

в) взгляды на товарно - денежные отношения и кооперацию при социализме.

2. Ведущие экономисты 20-30-х гг. 20 в.: Н.И. Бухарин, А.В. Чаянов,
Н.Д. Кондратьев, Л.Н. Юровский.

3. Проблемы индустриализации и источника накопления. Е.Преображенский о "Законе первоначального социалистического накопления".

4. Экономическая дискуссия 1951 - 1952 гг. (Работа И.В.Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР").

5. Теоретическое обоснование хозяйственной реформы 1965 г.

6. Дискуссии в России по экономическим проблемам в связи с обоснованием необходимости перехода к рынку (конец 80-х гг. – начало 90-х гг. 20 в.).

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите ведущих российских экономистов 1920 – 1930-х гг.

2. Почему реформу 1965 года называют неудавшейся?

3. Назовите основные экономические программы, выдвинутые в 1990-х годах и их авторов.

Тема 9. Кейнсианство и неоклассический синтез.

1. Экономическая теория Дж.М.Кейнса:

а) исторические, экономические и теоретические условия возникновения;

б) основные положения неоклассической экономической теории, оспариваемые Кейнсом;

в) основные положения общей теории Кейнса.

2.Неокейнсианство (теория экономического роста и кризисов): Р.Харрод, Р.Домар, Э.Хансен.

3.Неоклассический синтез: Дж.Р. Хикс, П. Самуэльсон.

4.Посткейнсианство (Дж. Робинсон, Н. Калдор, П. Сраффа, М. Калецки, Клауэр)

Вопросы для обсуждения:

4. Почему теория Кейнса стала основой политики всех европейских государств после 2-й мировой войны?

5. Назовите основные инструменты кейнсианского анализа.

6. Почему английскую ветвь посткейнсианства называют «левым посткейнсианством»?

7. В чем состоят основные отличия неокейнсианских и неоклассических моделей экономического роста?

8. Кого из экономистов называют «американским Кейнсом»?

9. Почему Дж. М. Кейнса называют верным учеником А.Маршалла?

Тема 10. Основные направления и тенденции развития экономической мысли во второй половине 20- начале 21 века.

1.Развитие институционально - социологического направления (Ф.Перру, Дж.К.Гелбрейт, Р.Хейлбронер.)

2. Консервативный сдвиг 80 -х годов (неоклассические теории):

а) монетаризм (М.Фридмен);

б) экономическая теория предложения (А.Лаффер).

3. Эволюция теории ожиданий.

4. Развитие неоинституциональных теорий (Г. Бекер, Дж. Бьюкенен)

Вопросы для обсуждения:

1. Кто из политиков обеспечил «консервативный сдвиг»?

2. В чем смысл понятия «экономический империализм»?

3. Почему в 1990-е и 2000-е годы российское правительство называли монетаристским?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: