«Волшебная коробочка» (В коробочке на двух стержнях накручены ленточки — длинная и короткая, их язычки видны из прорезей. Дети, кто быстрее вытягивают ленты, обсуждают результат и его причину);
«Пройди по длинной и короткой дорожке», «Подбери куклам ленточки», «Поезда», «Кто быстрее придет в свой домик»;
«Посадим мишек на скамейку» (Дети рассаживают на длинную скамейку много мишек, на короткую — одного.) и др.
Замечани е: с шириной знакомим в той же последовательности: «широкий — узкий»; «шире — уже»; «одинаковые по ширине».
Рассматриваем предметы с ярко выраженной шириной, остальные параметры должны совпадать.
Дидактические игры на закрепление представлений о ширине
«Прокати мяч в ворота» (Большой мяч — в широкие ворота, маленький — в узкие);
«Прыгни через ручеек» (Ножки замочили — через широкий ручеек трудно перепрыгнуть, ножки остались сухими — через узкий ручеек легко перепрыгнуть);
«Пройди по широкой и узкой дорожке» и др.
Замечание: при знакомстве с высотой наглядный материал должен стоять на ровной горизонтальной поверхности вертикально вверх (на фланелеграфе и т. п. давать нельзя, так как мы знакомим с трехмерностью пространства). Рассматриваем предметы с ярко выраженной высотой, остальные параметры должны совпадать. Термины вводим в той же последовательности:
|
|
«высокий — низкий»;
«выше — ниже»;
«одинаковые по высоте».
Дидактические игры на закрепление представлений о высоте
«Построим куклам домики»; «Поставим цветы в вазу» и др.
Замечание: при знакомстве с толщиной основной прием — взять в руку, обхватить руками. Рассматриваем предметы с ярко выраженной толщиной, остальные параметры должны совпадать. Термины вводим в той же последовательности:
«толстый — тонкий»;
«толще — тоньше»;
«одинаковые по толщине».
Дидактические игры на закрепление представлений о толщине
«Обхвати дерево»; «Волшебные карандаши» и др.
Замечание: после изучения всех параметров даем сравнение предметов по двум, затем по трем параметрам одновременно:
«Карандаш толстый и длинный, он – большой» (в средней группе);
«Машина большая, она – длинная, широкая, высокая» (в старшей группе).
Снова рассматриваем величину, но уже как обобщающее понятие.
Дидактические игры
«Соберем башенку»;
«Положим кукол спать»;
«Завяжем кукле бантики» (Необходимо проследить всю цепочку рассуждений: «Кукла - большая, значит, бантик должен быть большим, поэтому ленту возьмем большую - длинную и широкую»).
Поставим машины в гаражи» и др.
Активизация словаря:
надо говорить | нельзя говорить |
Одинаковые по: длине ширине высоте толщине | Одинаковые по: корочине ужине, широте нижине, вышине тонкоте, толстоте |
Методика обучения сравнению предметов по величине способами приложения и наложения (задача 3)