Функции искусства в первобытном и современном обществе

С древнейших времен искусство сопутствовало человечеству, помогая ему осваивать и творчески преображать мир. Человек и искусство постоянно и активно взаимодействуют, развиваясь. Искусство формирует личное отношение человека к действительности, а человек, приобретая социально-исторический опыт, фиксирует его в произведениях искусства. Эти произведения, дошедшие до нас, дают нам представление о жизни и социальных отношениях людей, о системе их духовных ценностей. С развитием человеческого общества, по мере усложнения социальных отношений, усложняются и умножаются функции искусства.

Для периода древности функции искусства можно свести к следующим:

1. Идеологическая функция – это выражение принятого в данном обществе мировоззрения, представления о мироустройстве. В древних цивилизациях идеологическая функция искусства была одной из основных, она способствовала закреплению в обществе существующей идеологии. Чаще всего идеология внедрялась в сознание людей через мифы, поэтому можно сказать, что в первобытном обществе идеологией была мифология.

2. Социальная функция – также одна из основных функций искусства, она «идет сверху», т.е. определяется правящими группами общества и направлена на закрепление существующего социального порядка, определенной социальной иерархии людей. Эта иерархия отражается и в мире богов, и в мире духов. В религии утверждается божественное происхождение власти.

3. Общеобразовательная функция – это функция, связанная с передачей знаний молодым поколениям людей. При помощи искусства знания передаются и закрепляются непосредственно в образной форме, условным языком искусства передаются идеи, понятия.

4. Коммуникативно-мемориальная функция – связана с передачей информации в пространстве и времени, с этой функцией связан знаковый характер многих изображений. Пиктографическое и идеографическое письмо, постепенно изменяясь, превратилось в письменность, буквенные знаки утратили свой изобразительный характер. Мемориальная функция связана с культом предков: культурная связь поколений осуществлялась через ритуалы, в которых фигурировали магические изображения предков, реликвии. Различные мемориальные сооружения, связанные с культом предков: дольмены, курганы, менгиры были рассчитаны на многовековое существование, благодаря чему и дошли до наших дней.

5. Познавательная функция – связана с возможностью познания при помощи эмоционального мышления, отождествления образа с предметом. В процессе создания изображения человек анализирует строение, пропорции, анатомию изображаемого предмета.

6. Магико-религиозная функция – связана со стремлением человека овладеть силами природы через художественное изображение. С этой функцией связана охотничья магия, возникновение «охранных знаков». Первобытный художник был одновременно и магом – посредником между миром земным и миром сакральным.

7. Эстетическая функция – связана с поисками «универсальных законов красоты». С самых древних времен человек пытался стилизовать природные формы, найти лучшие цветосочетания, пропорции. Психологическое воздействие искусства давно было осознано человеком: искусство участвовало в организации досуга, способствовало психологической разрядке, отдыху нервной системы. Древнегреческий философ Аристотель писал, что целью искусства является достижение катарсиса – возвышенного, очищенного состояния души.

С течением времени, начиная со времен Античности, искусство приобретает новые функции, связанные с проявлениями личности художника, его творческой индивидуальности.

8. Художественно-концептуальная функция – это активная, философская функция, направленная к осознанию состояния мира, к решению каких-либо нравственных или политических проблем эпохи. Авторская концепция может быть также связана с открытием нового стилевого направления или творческой манеры, соответствующей новым задачам искусства в меняющемся мире.

9. Функция предвосхищения – в ней проявляется индуктивность человеческого мышления – способность к логическим построениям на основе обобщения повторяющихся явлений. Эта функция проявляется в фантастических и утопических произведениях искусства, которые часто оказывали влияние на развитие общественной мысли эпохи.

10. Общественно-преобразующая функция – связана с идейно-эстетическим воздействием искусства на людей с целью вовлечения их в активную социально-политическую деятельность по преобразованию общества. Эта функция характерна для кризисных, революционных эпох, она направлена на формирование «идеала» социального устройства и человека.

4. Виды и жанры изобразительного искусства.
Место архитектуры в системе мира искусств.

На ранних стадиях развития общества, связи искусства с различными областями человеческой деятельности были значительно теснее, чем теперь. Античный мир еще не знал единого понятия “искусство”. Греческое слово “Techne”, которым обозначалось понятие “искусство”, понималось, как “техника”, “мастерство”. Искусствами считались также и некоторые науки: математика, астрономия, история, философия. В средние века архитектура, живопись, скульптура включались в состав ремесел. Близкое к современному понимание искусства, как системы отдельных видов, появилось лишь в эпоху Возрождения: предпочтение отдается живописи и скульптуре.

Впервые систему классификации искусства дал немецкий философ Г. В-Ф. Гегель (1770 – 1831). Он считал первым видом искусства архитектуру, так как она соединяет в себе духовное и материальное начала. Архитектура использует язык символов, преобразует внешнюю среду так, что она «становится родственной духу». Далее он выделяет скульптуру, в которой «внутреняя духовная жизнь … вселяется в чувственный облик, и обе стороны сливаются друг с другом так, что ни одна не преобладает над другой». Искусством, ближе всего стоящим к скульптуре, Гегель считает живопись, за ней следуют музыка и поэзия.

В зависимости от средств, с помощью которых создается произведение, искусства можно разделить на три группы:

1. Пространственные искусства (образ существует в пространстве и не изменяется во времени)

2. Временны́е (образ существует во времени и не изменяется в пространстве)

3. Пространственно-временные (образ существует и изменяется в пространстве и во времени)

К пространственным искусствам относятся изобразительные, к временным – выразительные (литература, музыка), к пространственно-временным – кино, театр, танец. Архитектуру, если ее понимать как систему неизменяемых во времени форм, можно отнести к пространственным искусствам, но если ее понимать как систему форм, изменяемых во времени (что очень характерно для архитектуры ХХ века), то ее можно отнести к пространственно-временным.

Искусства подразделяются на виды, которые характеризуются способом материального бытия и применяемым типом образных знаков:

1. Знаки изобразительного типа: предполагают сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика, литература)

2. Знаки неизобразительного типа: апеллируют к ассоциативно-образному мышлению (архитектура, музыка, танец)

3. Знаки смешанного типа: свойственны синтетическим видам искусства

(словесно-музыкальным, архитектурно-живописным, музыкально-живо­писным и т.п.).

Каждый вид искусства обладает своими выразительными возможностями, имеет свой предмет и средства выразительности.

К видам изобразительного искусства относятся: живопись, скульптура, графика, архитектура, дизайн, художественная фотография, декоративно-прикладное и театрально декорационное искусства. Каждый вид, в свою очередь, подразделяется на роды, определяющиеся особенностями того или иного материала и своеобразием художественного языка. Роды живописи: монументальная, станковая, миниатюрная. Роды скульптуры: круглая скульптура, рельеф, малая пластика.

Жанровое деление искусств определяется тематикой, предметом отражения и имеет межвидовой характер. Основные жанры: портрет, пейзаж, марина, натюрморт, исторический, батальный, анималистический жанры, ню. Четкие границы между жанрами установились в XVII – XVIII вв. в эстетике классицизма. В те времена художники старались соблюдать чистоту жанра и часто специализировались в одном жанре. Постепенно чистота жанров нарушается, границы между ними становятся менее четкими, разворачивается активный процесс «взаимопроникновения» жанров.

В каждом виде искусства существуют также различные техники, которые определяются в зависимости от материала и способа его обработки. Техниками живописи являются: масло, темпера, акварель, гуашь, пастель, мозаика, аппликация, энкаустика, а также смешанные техники. Графические техники: рисунок, ксилография, литография, линогравюра, эстамп, офорт и др.

Наиболее синтетическим видом искусства является архитектура, она соединяет в себе другие виды искусства: графику, живопись, скульптуру, приемы сценографии и даже может апеллировать к литературным и музыкальным образам. В процессе своего развития архитектура вобрала в себя весь арсенал достижений человеческой культуры.

Термин “архитектура” происходит от греческого слова “architecton” - «главный строитель» и обозначает как систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, так и само искусство создавать здания и сооружения в соответствии с законами красоты. Архитектура – это также специальность, сфера науки и образования, включающая ряд специализаций (архитектура зданий и сооружений, реконструкция и реставрация архитектурных объектов, теория и история архитектуры, районная планировка и градостроительство, дизайн архитектурной среды).

В отличие от других видов искусства архитектура не изображает нечто, существующее вне ее. Основными средствами создания художественного образа в архитектуре являются формирование пространства, группировка объемов, сопоставление элементов на основе нюанса и контраста. Основные средства архитектурной композиции: цвет, светотень, фактура, соразмерность (масштаб), пропорция. Цель архитектуры – создание целостной системы – архитектурного организма, отвечающего функциональным, конструктивным и эстетическим требованиям, соответствующим времени и месту.

Архитектура не только организует жизненные процессы, но и направляет их, оказывая обратное влияние на социальную сферу. Сложность творчества в области архитектуры заключается в том, что она опирается на экономические возможности общества (заказчика) и возможности строительной техники и материальной базы строительства. Сложной задачей архитектора является гармоничная взаимосвязь функциональных, конструктивных и эстетических требований. Новые возможности техники и материалов способствуют появлению новых направлений в архитектуре, с другой стороны, новые архитектурные идеи стимулируют развитие новых технических средств и материалов в строительстве.


CЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:


1. Первобытное общество

2. Каменный век

3. Бронзовый век

4. Железный век

5. Верхний Палеолит

6. Шательперонский период

7. Ориньяк

8. Граветтский период

9. Солютре

10. Мадлен

11. Мезолит

12. Неолит

13. Альтамира

14. Ласко

15. Фон-де-Гом

16. Наскальное искусство

17. Петроглиф

18. Пиктография

19. Венеры Палеолитические

20. Натуральный макет

21. Корвар

22. Виды изобразительного искусства

23. Живопись

24. Скульптура

25. Графика

26. Декоративно-прикладное искусство

27. Дизайн

28. Архитектура

29. Монументальное искусство

30. Станковое искусство

31. Театрально-декорационное искусство

32. Техники живописи

33. Масло

34. Мозаика

35. Фреска

36. Сграффито

37. Темпера

38. Пастель

39. Гуашь

40. Акварель

41. Энкаустика

42. Графические техники

43. Рисунок

44. Эстамп

45. Ксилография

46. Эстамп

47. Офорт

48. Литография

49. Меццо-тинто

50. Монотипия

51. Линогравюра

52. Жанры изобразительного искусства

53. Жанр (бытовой)

54. Портрет

55. Пейзаж

56. Натюрморт

57. Исторический жанр

58. Батальный жанр

59. Натюрморт

60. Ню

61. Интерьер

62. Анималистический жанр

63. Комикс

64. Марина

65. Плакат

66. Упаковка



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: