Взгляды Джона Стюарта Милля (1806-1873) изложены в трудах «О свободе», «Представительное правление», «Основы политической экономии». Ученик Бентама, он отходит от его утилитаризма, разрабатывая постулаты своего учения.
Расширение оснований нравственности. Нравственность нельзя базировать целиком, как у Бентама, на личной экономической выгоде индивида и на вере в то, что удовлетворение корыстного интереса каждого человека автоматически приведет к благополучию всех. Принцип достижения личного счастья (удовольствия) должен быть органически связан с идеей согласования интересов индивидов и общества.
Конструирование «нравственных» моделей общества: «выбор политических учреждений скорее с моральной и воспитательной точек зрения, чем с точки зрения материальных интересов». Высшее проявление нравственности (добродетели) – идеальное благородство, проявляющееся в подвижничестве ради счастья других.
Свободный человек. Все вышеперечисленное может быть уделом только свободного человека. Свобода индивида, понимаемая нравственно, определяет все политические проблемы. Это – независимость человека в сфере тех действий, которые прямо касаются только его самого, в границах этой сферы он действует согласно своему собственному разуму.
|
|
Свобода – абсолютно необходимое условие. Индивидуальная свобода в жизни – необходимое условие самоосуществления индивида и защиты от посягательств извне на его автономию (свободу мысли и мнения выражаемого вовне, свободу действовать сообща с другими, свободу выбора и достижения своих целей, самостоятельное устроение личной судьбы).
Опасность тирании общественного мнения. Автономии индивида угрожает не только государство, но и «тирания господствующего в обществе мнения», выражающего взгляды большинства. Его деспотизм проявляется в «массовой демократии», чреват подавлением индивидуальности.
Качества индивидов и политические институты. Свобода граждан первична по отношению к государству, т.к. оно зависит от воли и умения людей налаживать нормальное общежитие. Государство не является по определению угнетателем добродетельного общества, необходимо и самосовершенствование людей.
Реализация свободы и конфликты. Индивидуальная свобода – постоянный генератор прогресса общества и определяет пределы насилию. Социальные конфликты неизбежны, если навязываются насильно. Они разрешаются конструктивными усилиями индивида в соединении с усилиями других свободных индивидов.
Милль о назначении власти и государственности
Власть и общественный порядок. Гарантии индивидуальных свобод для всех своих членов не заменяют порядка; повиновение – первый признак всякой цивилизации. «Власть, которая не умеет заставить повиноваться своим приказаниям, не управляет». Люди обязаны нести ту долю забот, «которая приходится на каждого, защищая общество и его членов от вреда и обид», не нарушая законные права других индивидов. Свободная личность – личность законопослушная. Порядок – условие прогресса, «охранение существующих уже благ всякого рода», условие умственного, нравственного и социального совершенствования человечества. Порядок и прогресс взаимозависимы: «Лучшим правительством для всякого народа будет то, которое может помочь народу идти вперед».
|
|
Цели государственности: прочность и стабильность порядка, защита интересов личности, содействие росту благосостояния людей, увеличение положительных социальных качеств в индивиде.
Представительное правление. Народ «должен руководить, когда ему захочется, всеми мероприятиями правительства», исходя из права всех людей участвовать в общем управлении, непосредственной причастности народа к устройству и деятельности государства, его ответственности за состояние государства.
Требования к учредителю представительного правления. Учредительный выбор в принятии данного правления – решающее условие. «Народ должен иметь желание и способность выполнить все необходимое для поддержки,...способность выполнять обязанности и функции, возлагаемые на него этой формой правления».
Разделение властей – существенный признак правильно функционирующего государства, качества государственного механизма. Особенно важно четкое разграничение компетенции законодательной и исполнительной властей.
Функции законодательной власти: законотворчество, контроль и отстранение от должности членов правительства, злоупотребляющих полномочиями, выражение жалоб граждан и различных мнений общества.
Полномочия правительства. Представительная власть стремится вмешиваться в управление, но задачи последнего должны решаться административной властью, исполняющей законы и обращающейся в суд для восстановления силы закона.
Управление и целесообразность. «Правительственные функции меняются, следуя различным состояниям общества: они обширнее у отсталого народа, чем у передового... общепризнанные функции государственной власти простираются далеко за пределы любых ограничительных барьеров;...функциям этим вряд ли можно найти...обоснование..., помимо соображений практической целесообразности».
Авторитаризм и деградация общества. Авторитаризм правительства ведет к иждивенчеству граждан, подмене своей чрезмерной деятельностью свободной индивидуальной и коллективной деятельности. Народ поражается социальной пассивностью, угасанием сознания личного достоинства, ответственности за происходящее. Гражданская деградация влечет деградацию государственную.