Коэффициент общей полноты δ — отношение объемного водоизмещения V к объему параллелепипеда, построенного на главных размерениях судна L, В и Т:
δ=V/(LBT) (1)
Коэффициент полноты конструктивной ватерлинии α — отношение площади КВЛ S кплощади прямоугольника, стороны которого равны L и В:
α = S / LB (2)
Коэффициент полноты мидель-шпангоута β — отношение площади мидель-шпангоута ω (и к площади прямоугольника со сторонами В и Т:
β = ω / (ВТ) (3)
Коэффициент полноты шпангоута наибольшего сечения β обычно называют коэффициентом полноты мидель-шпангоута. У более быстроходных судов такое совпадение может отсутствовать. Для них коэффициент β определяется по шпангоуту наибольшего сечения.
Помимо основных коэффициентов полноты существуют и производные коэффициенты.
Коэффициент продольной полноты φ — отношение объемного водоизмещения к объему призмы, имеющей основанием мидель-шпангоут и высоту L:
φ = V/(ωL) = δ / β, (4)
где ω — площадь мидель-шпангоута.
|
|
Коэффициент вертикальной полноты χ — отношение объемного водоизмещения к объему призмы, имеющей основанием конструктивную ватерлинию и высоту Т:
χ = V/(SТ) = δ / α, (5)
где S — площадь конструктивной ватерлинии.
Таблица 2
Коэффициенты полноты и относительная длина судов и кораблей
Тип судна | Коэффициенты полноты | ||
δ | α | β | |
Океанские пассажирские лайнеры | 0,56…0,70 | 0,70…0,80 | 0,95…0,96 |
Универсальные сухогрузы, большие | 0,62…0,72 | 0,80…0,85 | 0,95…0,98 |
Танкеры крупнотоннажные | 0,75…0,85 | 0,83…0,88 | 0,98…0,99 |
Ледоколы | 0,45…0,55 | 0,75…0,77 | 0,80…0,85 |
Рыбопромысловые суда | 0,50…0,60 | 0,75…0,80 | 0,77…0,85 |
Буксиры морские | 0,45…0,55 | 0,70…0,78 | 0,80…0,90 |
Авианесущие корабли | 0,41…0,61 | − | − |
Крейсера современные | 0,41…0,56 | − | − |
Эскадренные миноносцы современные | 0,43…0,57 | − | − |
Фрегаты | 0,43…0,52 | − | − |
Корветы | 0,39… 0,54 | − | − |