Основные типы дошкольных учреждений за рубежом и их отличительные особенности

Во многих странах мира дошкольное образование является первичным звеном единственной системы воспитания и учебы. О ней заботятся местные органы власти, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, религиозные и общественные организации, частные лица. Как правило, в большинстве стран функционируют стационарные и сезонные ясли, садики с разной длительностью работы, дошкольные отделения при начальных классах, материнские школы, площадки. Воспитательная работа, целью которой является гармоничное развитие детей, формирования навыков жизни в обществе, осуществляется в соответствии с программами воспитания и учебы. Во всех странах существуют системы подготовки педагогических работников (курсы, средние специальные, высшие учебные заведения). Каждая национальная система дошкольного образования имеет свои особенности и собственный передовой опыт.

Система общественного дошкольного воспитания в Болгарии была сформирована после Второй мировой войны. К ней принадлежат детские сады (полного дня, круглогодичные, сезонные, круглосуточные), ясли, ясли-сады с дневным и полудневным пребыванием детей (сады при школах). Дошкольные заведения посещают почти все дети. Значительное внимание в дошкольных заведениях сосредоточивают на физическом воспитании (спортивные праздники, плавание, закаливание).

Для системы общественного дошкольного воспитания Болгарии

характерно:

— широкая сеть дошкольных заведений, наличие специальных норм их проектирования и строительства;

— государственный характер системы дошкольного воспитания и подготовки педагогических кадров;

— признание дошкольного воспитания частью системы народного образования, ее первичным звеном;

— государственная программа воспитания детей в дошкольных заведениях.

Длительное время в Великобритании функционировали заведения общественного досмотра детей из небогатых семей. В настоящее время они трансформировались в современные типы дошкольных заведений, которые обеспечивают дифференцированный подход к воспитанию детей. Формирование

и развитие системы дошкольного воспитания происходило под воздействием идей Ф. Фребеля, М. Монтессори, Г. Штейнера, Ж. Пиаже, Дж. Брунера. Дошкольных заведений в стране недостаточно для обеспечения досмотром всех детей к вступлению в школу, учеба в которой начинается с 5-ти лет По содержанию работы их можно объединить в тригруппы:

— дневные ясли, которые обеспечивают уход за детьми;

— ясельные классы и школы, которые работают как заведения

интеллектуального развития детей, подготовки их к школе;

— игровые группы, клубы матери и ребенка, группы «возможностей».

Муниципальные дневные ясли открывают местные органы власти для детей в возрасте от нескольких месяцев до 4-х – 5-ти лет. Работают они на протяжении года с 8 до 18-ти часов и предназначены для воспитания детей, родители которых заведения, предназначенные для имеют не высокий уровень доходов. Частные дневные ясли создают разные частные лица, организации, благотворительные общества, религиозные организации и тому подобное. К ним принадлежат церковно-общинные дневные ясли; ясли, которые открывают для

детей своих работников фабрики, компании, корпорации, банки; коммерчески ясли; кооперативные ясли; ясли психолого-педагогического профиля при научно исследовательских центрах. Их целью является предоставление матерям которые имеют маленьких детей, несколько часов свободного времени в день. В стране есть много частных воспитателей, которые по желани родителей работают с детьми в возрасте от рождения до 5-ти лет в течение всего рабочего дня.

Поскольку английская система образования предусматривает получение разрешения на прием трех-четырехлетних детей в начальную школу, органы образования организуют подготовительные классы (группы) и для пятилетних детей.

Разнообразие типов дошкольных заведений и программ отображает особенность концепции дошкольного воспитания в Великобритании: ребенок является активным субъектом, познающим окружающую среду. Поэтому воспитание имеет целью развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности в овладении разными видами деятельности. Программы воспитания и учебы детей направлены на целостное виденье личности ребенка, ориентируют на использование мотивационных факторов к учебе, развитие инициативы. В дошкольных заведениях на одного взрослого приходится не более трех малышей и пяти детей от 3-х до 5-ти лет. Для облегчения адаптации к детскому садику ребенок в первые дни посещает его вместе с мамой.

В Дании находится центр Международной Монтессори-ассоциации. Детские сады в Израиле находятся на содержании муниципалитетов, религиозных и женских организаций. Работают круглогодично, за исключением небольших каникул в августе. Действуют платные частные сады и группы по 5–10 детей раннего (с 3-х месяцев) и дошкольного возраста. Открывать частные детские сады разрешено лишь специалистам с педагогическим образованием. Как и муниципальные, частные детские сады контролируются Министерством образования. Все дети обязательно должны посещать старшую группу в детском саду, которая бесплатно готовит их к школе. Они овладевают разными видами художественной деятельности, слушают рассказы и сказки, учатся читать и считать, работают на компьютере, знакомятся с народными традициями.

Дошкольные заведения в Китае очень большие (270 воспитанников и 60 педагогов и обслуживающего персонала). Группы насчитывают 25–26 детей преимущественно дневного пребывания, 5 процентов групп дошкольных заведений – круглосуточные, из которых родители забирают детей в среду и субботу. Воспитатели и их помощники должны быть разного возраста, уметь четко организовывать поведение детей, не предоставлять много время на свободную деятельность, воспитывать привычку к порядку, прививать навыки коллективной жизни, избегая наказаний, воспитывать трудолюбие, настойчивость, ответственность перед родителями, воспитателями и страной. Патриотическое воспитание является основой учебно-воспитательного процесса. Значительное внимание уделяется развитию музыкальных способностей. Традиции общественного дошкольного воспитания в Германии являются одними из самых давних. С 1957 г. действует закон о свободном посещении детских садов, 20 % из которых содержит государство, 80 % принадлежат церковным общинам, профсоюзам, немецкому Красному Кресту, службе молодежи и другим благотворительным обществам. Родители оплачивают 50 % содержания детей, другие расходы возмещает__ владелец дошкольного заведения. В Германии существуют следующие типы дошкольных заведений:

— детские садики с полным или неполным днем, предназначенные для

детей 3-х – 6-ти лет;

— одногрупповые дошкольные заведения (преимущественно для старших

дошкольников);

— пришкольные группы (для пятилетних детей);

— подготовительные классы основной школы, которые воспитывают и учат пятилетних детей;

— круглосуточные интернаты для здоровых детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет;

— интернаты для детей с проблемами здоровья и развития;

— материнские центры. В них матери вместе с детьми занимаются интересной и полезной деятельностью, общаются между собой и специалистами по педагогики и психологии [3, c. 9–12].

США. На развитие американской системы дошкольного воспитания повлияла реализация программы «Хад Старт» (1965), которая предусматривала увеличение ассигнований на создание дошкольных заведений (прежде всего для детей из малообеспеченных семей). Если в 1965 г. детские сады посещали 10 % трех-четырехлетних детей, то в 1985 г. – 40 %, а 5–6-летних детей – 96 %. В

настоящее время в США посещение дошкольных учебных заведений является нормой подготовки к школе.

Потребности семей повлекли за собой формирования разнообразных типов заведений дошкольного образования:

– группы детей 4-х – 5-ти лет при школах. Эти государственные детские сады работают 2–3 часа утром, заботясь, прежде всего, об интеллектуальном развитии ребенка;

– школы-ясли для детей раннего возраста (с 3-х лет). Отдельные из них действуют при научных центрах и педагогических колледжах, используя развивающие учебные программы;

– частные центры, функционируют на протяжении дня преимущественно при предприятиях и организациях для детей рабочих и служащих.

Каждый штат США имеет свои образовательные стандарты, а каждое заведение работает по собственной программе.

В обычных группах занимается 1–2 дошкольника с проблемами в развитии. С ними работают специальный педагог на основе индивидуальной программы и воспитатель, чьи полномочия распространяются на всю группу.

Отстающие в развитии дети принимают участие в общей жизни группы, при необходимости им оказывают соответствующую помощь. Совместная деятельность со здоровыми детьми должна содействовать развитию их умений и навыков. Как правило, это обеспечивает позитивные результаты как для отсталых детей, так и для здоровых их одногодков. Дети учатся жить в интегрированном обществе, с детства добывая социально- коммуникативный опыт, воспитывая в себе милосердие и гуманность.

В Турции в известной мере на дошкольное воспитание влияют традиционные для ислама ценности многодетного семейного воспитания и роли женщины в семье. В системе общественного дошкольного образования (ясли, частные, фабричные, экспериментальные детские садики) воспитывается 10 % детей от рождения до шести лет. Однако ее материальная, научно методическая базы нуждаются в существенном улучшении.

Дошкольные заведения в Финляндии существуют с 50-х гг. XIX ст.

Определенное время они работали по фребелевской системе. В поисках рациональных моделей работы дошкольных заведений апробировались американская, шведская системы и система Монтессори.

В Финляндии существуют следующие типы дошкольных заведений:

– народные детские сады. Они возникли давно и были призваны помогать в воспитании детей семьям, в которых родители работают.

Распространенным является дневной уход за детьми в семьях, открыты детские сады, передвижные детские сады (вроде сезонных), дошкольные заведения для детей с проблемами физического и психического развития;

– семейные детские сады, назначение которых заключается в организации семейного ухода за детьми. Воспитатели должны иметь специальную подготовку;

– открытые детские сады, которые работают по типу игровых площадок, куда родители приводят детей для прогулок, общих игр с однолетками;

– дошкольные детские дома, работа которых разворачивается по принципу жизни большой семьи.

Общественное дошкольное воспитание в Финляндии осуществляется в тесной связи с семьей. Каждый третий ребенок до 3-х лет и почти все дети дошкольного возраста (за год до школы) воспитываются в заведениях системы дошкольного образования. Родители имеют широкие возможности относительно непосредственного участия в работе дошкольных заведений. Количество детей в группах имеет четкие ограничения: в возрасте до года – не больше 6-ти детей, от года до 2-х лет – не больше 12-ти, после 3-х лет – не больше 20-ти воспитанников. График работы педагогического персонала построен так, чтобы днем с детьми работали все воспитатели и няни. Запрещена продажа игрушек военной тематики. В воспитательной работе значительное внимание уделяют проведению праздников: Дня ООН, Дня независимости Финляндии, Дня папы, Дня мамы, Рождества, Пасхи, Дня финского языка, Дня «Калевали» (карельско- финского национального эпоса).

Воспитателями могут работать лица, которые получили специализированное высшее образовани.

Основными типами дошкольных заведений, в которых воспитывают детей от 2-х до 6-ти лет, являются материнские школы, классы для малышей при начальных школах, детские сады.

Главной формой занятий в материнской школе является игра. В 1975 г. Во Франции был принят закон о школе, который предусматривал мероприятия по обеспечению преемственности между дошкольным воспитанием и школьным обучением. Действует единственная, обязательная для всех учебных заведений государственная образовательная программа. Обучает детей в материнской и начальной школах один педагог, который осуществляет тесную связь между дошкольным и школьным обучением. Благодаря этому в материнских школах и классах для малышей при школах учатся все дошкольники 5–6-ти лет, а младшие дети обеспечены дошкольными заведениями на 75 % [7, c. 15–22].

Общей целью дошкольного воспитания является развитие физических, социальных, поведенческих и интеллектуальных навыков, необходимых для формирования умения жить в современном обществе.

В графике занятий много времени отводится физкультуре, музыке. Дети шестого года жизнь готовятся к школьной учебе на обязательных для них занятиях по чтения, письму, графике, математике, однако распорядок их проведения определяется на основе свободного выбора ребенка.

Дошкольные заведения Швейцарии (детские сады или детские школы) предназначены для воспитания детей 4–6-ти лет. Кроме государственных, существует много частных дошкольных заведений, которые в течение пяти дней в неделю работают по несколько часов в день и размещаются преимущественно в одноэтажных коттеджах с площадками для прогулок и занятий физической культурой. Исторически сложились две концепции воспитания детей дошкольного__ возраста: в немецкой части страны концепция основана на идеях Ф. Фребеля, в романской — женевского направления (Е. Клапаред, А. Ферьер, Же. Пиаже) и типа «Монтессори». Немецкоязычные и романоязычные детские сады работают по разным программам. Швейцарские дошкольные заведения хорошо оборудованы, в них много дидактического, игрового материала для занятий и самостоятельной деятельности детей.

Постоянно длится поиск эффективных путей взаимодействия дошкольных заведений и начальной школы, организуются комплексы «детский сад – школа» для подготовки детей к школе.

Японская система воспитания сориентирована на раннее выявление задатков и естественное развитие способностей. Группы в детских садах достаточно многочисленны — в среднем по 40 детей. Воспитательная среда бережно, со вкусом организована. Дети участвуют в создании уюта и красоты помещения: они выращивают и аранжируют цветы, конструируют, изготовляют панно и гобелены и тому подобное. Участие детей в художественном труде является обязательным, поскольку, по мнению японцев, лишь рукотворная красота подводит человека к философскому пониманию прекрасного как целесообразности бытия.

Задача педагогов заключается и в том, чтобы научить детей общаться, заботиться, чтобы каждый ребенок чувствовал комфорт, равноправие, а группа развивалась на основе дружбы и сотрудничества. Педагог не делает детям замечаний.

Основой воспитания являются национальные ценности японского народа, которые сказываются даже в организации индивидуального питания.

Утверждается, что судьба человека зависит не настолько от одаренности, насколько от терпения, работоспособности, усидчивости, старательности. В связи с этим важная роль отводится соблюдению режима жизни и деятельности (рано вставать, быть аккуратным, много работать, правильно питаться, владеть формами вежливости, приветствия, благодарности). Одобряются уважение к старшим, умение понимать другого человека, подчиняться общим правилам, быть толерантным. Детям раскрывают суть понятия «смерть», их приучают к миролюбию.

Процесс воспитания детей строится на тесном сотрудничестве воспитателей и родителей. Традиционными являются посещения детей родителями, спортивные дни, дни наблюдений, общие записывания интересных мнений педагогов и родителей о развитии ребенка, родительские собрания. Многие дошкольные заведения опираются в своей работе на опыт известного японского скрипача и педагога Судзуки («Система воспитания таланта»), который считал талант максимальным уровнем развития способностей ребенка, а возраст до 6-ти лет – периодом, когда решается его судьба. Раннее развитие музыкальных и речевых способностей постепенно становится системой целостного развития личности, а музыка и родной язык – ведущими ее средствами. О популярности детских садов Судзуки свидетельствует то, что заявления о приеме ребенка родители подают за 3–4 года до его рождения. Сюда принимают детей без любой проверки задатков. Воспитатели работают с разновозрастными (от 3,5 до 5-ти лет) группами детей (до 60-ти детей). Их роль заключается в создании среды для саморазвития личности ребенка. Идет речь о развитии памяти, восприятия (визуального, слухового, тактильного), комплексных видов художественной деятельности детей. С двух лет ребенка учат игры на скрипке, для чего компания «Судзуки» изготовляет маленькие скрипки на 1/32 полного размера


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: