Организационная психология – прикладная отрасль психологии, изу-чающая все аспекты психической деятельности людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благопри-ятных условий для труда, индивидуального развития и психического здо-ровья членов организации. Ее объектом является организация как диффе-ренцированное и взаимоподчиненное объединение индивидов и групп, со-вместно реализующих некоторую программу (цель) и действующих на ос-нове определенных принципов, процедур, правил. Предметом изучения служат психологические особенности, закономерности и механизмы функ-ционирования и развития организаций, а также взаимодействие индивидов и групп между собой и обществом. Таковы исходные положения организа-ционной психологии.
Средства воздействия на мотивацию | Основное содержание |
Организация ра-бот | Разнообразие навыков, требуемых для выполнения работы Законченность выполняемых заданий Значимость и ответственность работы Предоставление самостоятельности работнику Своевременное информирование о соответствии работы ус-тановленным требованиям |
Моральное сти-мулирование | Широкий набор нематериальных стимулов, используемых как непосредственным руководителем, так и администраци-ей предприятия (устная благодарность, почетная грамота, фото на доске почета и др.). Мотивирующий потенциал это-го средства падает при формальном подходе |
Индивидуальный подход при выбо-ре стимулов | Оценка руководителем доминирующих у данного работника потребностей и выбор таких методов воздействия, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям его моти-вации |
Постановка целей | Постановка перед работником четких целей и задач, кото-рые должны быть решены за определенное время. Конкрет-ность, привлекательность и реализуемость – ключевые тре-бования к мотивирующим целям |
Оценка и кон-троль | Различные формы контроля за работой исполнителя, осуще-ствляемые непосредственным руководителем, и оценка его рабочих результатов и рабочего поведения |
Информирование | Своевременность и полнота удовлетворения потребности работников в значимой для них информации |
Климат в рабочей группе (команде) | Ценности и приоритеты, реализуемые в практике взаимо-действия руководителя и членов команды Традиции и правила, определяющие рабочее поведение и взаимодействие членов организации |
Практика управ-ления | Качество управления, соответствие стиля управления важ-нейшим ситуационным переменным (характеристики работ-ников, задачи, временные ограничения и др.) |
Организационная психология или психология менеджмента (за рубежом известна под названиями Industrial and organizational psychology, I-O psychology, work psychology, work and organizational psychology, W-O psychology, occupational psychology, personnel psychology, talent assessment) — применение психологических теорий и исследовательских методик к проблемам организации, управления и бизнеса. Затрагивает вопросы подбора персонала, мотивации, обучения и развития сотрудников, организационного поведения и т. д.
|
|
|
|
Из организационной психологии в конце 1980-х гг. как самостоятельное направление выделился коучинг.
В бывшем СССР организационная психология не представляла собой самостоятельной дисциплины и обычно рассматривалась в рамках инженерной психологии или социальной психологии. Пионерами организационной психологии в СССР были Дж. М.Гвишиани, А. И. Китов, В. И. Терещенко. В России представлен сайт Ассоциации организационной психологии.
Представители
- Тейлор, Фредерик Уинслоу
- Фидлер, Фред