Организационная психология

Организационная психология – прикладная отрасль психологии, изу-чающая все аспекты психической деятельности людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благопри-ятных условий для труда, индивидуального развития и психического здо-ровья членов организации. Ее объектом является организация как диффе-ренцированное и взаимоподчиненное объединение индивидов и групп, со-вместно реализующих некоторую программу (цель) и действующих на ос-нове определенных принципов, процедур, правил. Предметом изучения служат психологические особенности, закономерности и механизмы функ-ционирования и развития организаций, а также взаимодействие индивидов и групп между собой и обществом. Таковы исходные положения организа-ционной психологии.

Средства воздействия на мотивацию Основное содержание
   
Организация ра-бот Разнообразие навыков, требуемых для выполнения работы Законченность выполняемых заданий Значимость и ответственность работы Предоставление самостоятельности работнику Своевременное информирование о соответствии работы ус-тановленным требованиям
Моральное сти-мулирование Широкий набор нематериальных стимулов, используемых как непосредственным руководителем, так и администраци-ей предприятия (устная благодарность, почетная грамота, фото на доске почета и др.). Мотивирующий потенциал это-го средства падает при формальном подходе
Индивидуальный подход при выбо-ре стимулов Оценка руководителем доминирующих у данного работника потребностей и выбор таких методов воздействия, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям его моти-вации
Постановка целей Постановка перед работником четких целей и задач, кото-рые должны быть решены за определенное время. Конкрет-ность, привлекательность и реализуемость – ключевые тре-бования к мотивирующим целям
Оценка и кон-троль Различные формы контроля за работой исполнителя, осуще-ствляемые непосредственным руководителем, и оценка его рабочих результатов и рабочего поведения
Информирование Своевременность и полнота удовлетворения потребности работников в значимой для них информации
Климат в рабочей группе (команде) Ценности и приоритеты, реализуемые в практике взаимо-действия руководителя и членов команды Традиции и правила, определяющие рабочее поведение и взаимодействие членов организации
Практика управ-ления Качество управления, соответствие стиля управления важ-нейшим ситуационным переменным (характеристики работ-ников, задачи, временные ограничения и др.)

Организационная психология или психология менеджмента (за рубежом известна под названиями Industrial and organizational psychology, I-O psychology, work psychology, work and organizational psychology, W-O psychology, occupational psychology, personnel psychology, talent assessment) — применение психологических теорий и исследовательских методик к проблемам организации, управления и бизнеса. Затрагивает вопросы подбора персонала, мотивации, обучения и развития сотрудников, организационного поведения и т. д.

Из организационной психологии в конце 1980-х гг. как самостоятельное направление выделился коучинг.

В бывшем СССР организационная психология не представляла собой самостоятельной дисциплины и обычно рассматривалась в рамках инженерной психологии или социальной психологии. Пионерами организационной психологии в СССР были Дж. М.Гвишиани, А. И. Китов, В. И. Терещенко. В России представлен сайт Ассоциации организационной психологии.

Представители

  • Тейлор, Фредерик Уинслоу
  • Фидлер, Фред

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: