II. Виды сестринских исследований

Все проводимые сестринские исследования можно разделить на фундаментальные (теоретические) и практические.

Фундаментальные исследования направлены на развитие теоретических основ сестринского дела. Исследования этого типа проводятся не для разрешения сиюминутных клинических проблем, а для расширения базы научно подтвержденных профессиональных знаний. Результаты фундаментальных исследований не сразу внедряются в практическую деятельность, они используются для развития теоретических основ сестринского дела. Примером таких исследований может служить изучение влияния национальной культуры на потребности пациента в сестринской помощи и реализации сестринского процесса.

В отличие от фундаментальных, практические исследования проводятся для решения актуальных проблем сестринской практики. Целью таких исследований является научное обоснование сестринских вмешательств (действий медсестры), способствующих разрешению проблем пациента. Сравнение эффективности различных методик управления болью у пациентов, страдающих онкологическими заболеваниями в терминальных стадиях, является примером практического исследования.

Фундаментальные и практические исследования дополняют друг друга. Их сочетание встречается тогда, когда в исследовании было сформулировано несколько целей, охватывающих как практические, так и теоретические аспекты изучаемой проблемы.

Большинство научных исследований, проводимых в сестринском деле, можно отнести к категории практических, хотя за рубежом отмечается возрастающий интерес медсестёр-исследователей к фундаментальным исследованиям, позволяющим обосновать феномен сестринского дела, его суть и принципиальное отличие от других профессий.

С точки зрения целей и методов, используемых для сбора и анализа данных, все исследования можно разделить на качественные и количественные.

Количественные исследования направлены на выявление причинно-следственной связи между явлениями. Этот тип более привычен среди исследователей-медиков, широко ими используется и считается более достоверным и объективным, так как исследование проводится в жестко контролируемых условиях, и собранные цифровые данные подвергаются статистической обработке. Примером количественного исследования является изучение частоты переломов шейки бедренной кости у лиц пожилого и старческого возраста и факторов, влияющих на этот показатель. Термин «количественный метод» был и остается синонимом термина «научный метод».

Однако качественные исследования, широко используемые в социологии, психологии, педагогике и других науках, изучающих человека и его отношения с окружающей средой, не менее научны по сути. В качестве примера качественного исследования может служить изучение потребностей в медико-социальной помощи лиц пожилого и старческого возраста.

В качественных исследованиях используется толковательный, натуралистический подход к изучаемому объекту. Специалист, проводящий качественное исследование, изучает предметы в их естественном окружении, стараясь понять сущность изучаемого феномена (события, явления или пережитого человеком состояния) в рамках тех значений, которые ему придают люди. В исследовании, предлагаемом в качестве примера, изучалась повседневная жизнь пожилых людей, потребности и состояния, возникающие в этом возрастном периоде, например, физическая слабость и потребность в посторонней помощи, а также значение, которое придают респонденты этим потребностям и состояниям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: