Следующий уровень работы в рамках иерархии стратегий — это разработка набора деловых стратегий, куда входят решения по портфельным стратегиям, стратегиям развития и конкурентным стратегиям.
Итоговый уровень принятия стратегических решений — функциональные стратегии подразделений предприятия, которые и обеспечивают реализацию деловых стратегий. Маркетинговые стратегические решения на данном уровне могут разрабатываться по отдельным целевым рынкам, региональным рынкам,, товарам, группам потребителей, отдельным товарным маркам.
Портфельные стратегии — это решения о том, с чем (какими товарами, услугами и/или их комплексами) предприятие выйдет на рынок.
Стратегии развития — это решения о том, как будет развиваться вообще портфель предприятия, а также каждая единица портфеля.
Конкурентные стратегии — это решения, связанные с тем, как будет развиваться портфель предприятия в целом, а также отдельные единицы портфеля в условиях конкурентной среды.
Разработка и реализация стратегических решений в данной иерархии позволяет маркетологам выбрать способы работы на рынке, наиболее эффективные с точки зрения использования ресурсов и достижения целей предприятия.
|
|
Общая структура плана стратегического маркетинга может быть описана ответами на вопросы:
· Какой рынок является для компании базовым и какова стратегическая миссия на этом рынке?
· Какие рынки образуют базовый рынок и какое позиционирование может быть избрано на них?
· Какова объективная привлекательность рынков, и какие возможности и угрозы связаны с ними?
· Каковы отличительные особенности фирмы, ее слабые и сильные стороны и ее конкурентное преимущество?
· Какую стратегию охвата и развития избрать, и каков должен быть уровень стратегических притязаний на товарных рынках, входящих в портфель фирмы?
· Как выбранные стратегические цели преобразуются в комплекс операционного маркетинга?
При принятии решений по корпоративным стратегиям маркетинг играет двоякую роль. Прежде всего только использование маркетинговых технологий и инструментов исследований, анализа и оценки внутренней и внешней среды бизнеса позволяет разработать данные решения. Второе, так как большинство возможности и угрозы возникают на рынке и связаны с управлением спросом, маркетинг определяет альтернативные варианты с учетом базовых понятий рыночных отношений — формирования потребителя, спроса, механизма удовлетворения клиентов, а затем происходит выбор окончательного варианта на корпоративном уровне принятия решения.
При этом подразделения маркетинга активно участвуют только в разработке корпоративных стратегических планов, но не в их утверждении и не несут основной ответственности за их реализацию. Это уровень решений топ-менеджмента компании и собственников капитала. Службы маркетинга несут полную ответственность за подготовку и реализацию собственно маркетинговых стратегических планов. Очевидно, что эти планы не могут быть разработаны вообще, если в компании нет корпоративного стратегического плана.