Эта техника особенно эффективна против несправедливой критики или откровенной грубости, например:
А. Не надо быть столь самоуверенной!
Б. Может быть.
Техника внешнего согласия с партнером может использоваться в самых разнообразных вариантах. Во многих из них согласие уже не является чем-то совсем «внешним», не настоящим. Напротив, это готовность к согласию и согласованному совместному движению в решении какой-либо проблемы.
Партнер оценит то, что мы по крайней мере готовы принять к рассмотрению его точку зрения. Мы же, соглашаясь вначале только «внешне», на словах, даем себе шанс постепенно найти точки настоящего, «внутреннего», согласия. Вот возможные варианты ответов:
— Какая неожиданная мысль! Надо будет ее обдумать...
— И действительно!..
— Верно! А мне и невдомек!
— Я подумаю над тем, как мне учесть это в своей работе.
— Знаешь, я вынуждена с тобой согласиться, хотя мне и трудно это сделать сразу.
— Я сама об этом часто думаю, но пока не пришла к определенным выводам.
|
|
— Я подумаю, имеет ли это отношение ко мне.
Упражнение
«Внешнее согласие»
Цель. Научиться находить в высказываниях партнера то, с чем можно было бы согласиться.
Упражнение можно провести по той же схеме, что и упражнение «Бесконечное уточнение».
Инструкция. Сейчас я буду обращаться к вам с нелепыми утверждениями и вопросами, а вам нужно будет со мной соглашаться, что бы я ни говорила. Постарайтесь найти что-то, с чем вы могли бы согласиться. Например, вы можете согласиться с какой-либо частью высказывания партнера или с тем, что то, на что он обратил внимание действительно важно, представляет интерес, заставляет задуматься, содержит в себе ценное рациональное зерно, обогащает наше видение проблемы или даже... соответствует истине.
Однако наш обмен репликами не должен походить на беседу сумасшедших. Например, я говорю: «Как здорово, что все юноши пришли на занятия в африканских костюмах». Если мне ответят: «Да, здорово!», то это будет согласием, но слишком внешним. Если мне скажут: «Да, здорово, что все юноши сегодня пришли», то это будет согласием с частью моего высказывания.
Пример Выполнение техники бесконечного уточнения
(Стокгольмская Школа Экономики в Санкт-Петербурге, май 2001)
М. Как хорошо, что все наши участники уже достигли пенсионного возраста, все уже зрелые люди.
А. Да, люди собрались зрелые.
М. А правда, замечательно, что у Кати такой чудесный изумрудный цвет костюма (у Кати малиновый костюм).
А. Я тоже люблю изумрудный цвет!
Когда тренер убедится в том, что все поняли смысл упражнения, можно передать инициативу «нападения» участникам группы. Они, правда, как правило, продолжают сессию уже не столь безобидно.
|
|
М. Скажи, ну зачем ты так пристально смотришь на меня?
А. И действительно, что это я...
М. Ты редко смотришь на партнера по общению!
А. Может, ты и права...
М. Почему ты молчишь все время? От тебя ждут слова!
А. А мне и невдомек...
М. Ты постоянно открываешь и закрываешь свою шариковую ручку! Это раздражает!
А. Спасибо, что ты обратила на это мое внимание...
М. Ты мог бы быть и повежливее со мной!
А. Да, над этим стоит поработать...
М. Зачем ты пришел на занятия? Что тебе здесь делать?
А. Я сам об этом сейчас думаю...
М. А ты умеешь думать?
А. А ведь верно... Размышление - моя главная черта. Ты тоже это заметила?
Очень часто сессия внешнего согласия становится откровением для участников. Они делают для себя открытие, что в ответ на нападение можно не воевать, а размышлять... вместе с нападающим,