(по С.Степанову «Законы психологии», СПб.,2001)
Часто возможности человека определяются не его реальным состоянием, а верой в собственные силы и оптимистическим отношением к своей судьбе. Примеры тому содержатся во многих письмах, которые присыпают читатели в американский журнал «Ридерс Дайджест». Вот один из них.
Джеймс Годдард, навещая в доме инвалидов свою престарелую мать, познакомился с молодым человеком по имени Дуг, который находился там в связи с тем, что страдал тяжелой формой церебрального паралича. Чтобы Дуг мог передвигаться, его приходилось ремнями фиксировать на инвалидной коляске, которой он управлял кончиками пальцев. Говорить он мог, но внятная речь давалась ему с трудом.
Как-то Годдард поинтересовался у своего знакомого, почему они не встретились во время его прошлого визита. Дуг объяснил, что ездил в психологическую консультацию под названием «Центр преодоления кризисных ситуаций».
«Что же заставило тебя туда отправиться?» — прозвучал сочувственный вопрос.
|
|
«Я там работаю на полставки, — с улыбкой ответил инвалид. — Консультирую людей, у которых в жизни есть проблемы».
1.1.7
Избранные материалы по проведению психопрофилактики
Аддиктивного поведения (с акцентом на ответственное поведение)
Первые 14 упражнений взяты из практического руководства по проведению уроков профилактики среди подростков («Легальные и нелегальные наркотики».-СПб,1996)
Упражнение
Чувства»
Участникам предлагается: вспомните ситуацию, когда вам приходилось общаться с человеком, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников, знакомых или просто человек, встреченный на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали, общаясь с этим человеком. Затем участники общаются в парах и в течение 5 мин. Рассказывают др. др. о чувствах, которые они тогда испытали. При этом один в течение этого времени рассказывает, а др. внимательно слушает, затем роли меняются. Затем участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего, описывают те чувства, которые они испытывали, когда рассказывали и слушали.
Возможные варианты:
Чувства говорящего Чувства слушающего
Раздражение Сочувствие
Возмущение Интерес
Жалость Возмущение
Анализ чувств позволяет осознать то, насколько мы вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости др. человека.
Упражнение
Марионетка»
Участники разбиваются на тройки. В каждой выбирается «марионетка» -и два «кукловода». Упражнение заключается в том, что в каждой подгруппе предлагается разыграть маленькую сценку' кукольного представления, где «кукловоды» управляют всеми движениями «марионетки». Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.
|
|
После обдумывания и репетиций подгруппы по очереди, представляют свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После того, как все выступят, ведущий проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если в обсуждении будет сделан акцент, как на чувствах «марионетки», так и на чувствах «кукловода», управлявших ее движениями.
Цель этого упражнения - дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от себя. Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта; важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными. Это упражнение имеет широкое поле ассоциаций, связанных как с ситуацией «наркоман – наркотик», так и с разнообразными отношениями, возникающими в семье подростка или в компании сверстников.
Упражнение