1. Информационный подход. Информация может касаться особенностей восприятия, принципов экологичной критики, например, о типичных сексуальных затруднений и тревог подросткового возраста, словом, информация часто будет являться значимым комментарием психолога при рефлексии собственного опыта ребят. Подросткам трудно в группе проговаривать свои сексуальные затруднения, поэтому доверительная информация в таких случаях может играть роль превенции. В нашей программе мы будем опираться только на ту информацию, которая существует у учащихся по повод наркотиков. Увеличение и расширение информации не предполагается. Информация о наркотиках является фоном, но не фигурой нашей программы.
2. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении основывается на теоретической позиции о том, что употреблять наркотические вещества прежде всего начинают люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, имеющие в структуре своего воспитания так называемый «запрет на эмоции» Аффективное обучение базируется на понимании того. что зависимость от наркотиков чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность сопереживания (эмпатию) и, в связи с этим, неумение накапливать не только собственный, но и чужой опыт переживаний и принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции обычно не достаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками как эффективные коммуниканты и поэтому готовы любой ценой, даже посредством приобщения к наркотизации, включиться в группу сверстников и быть там приняты.
|
|
3. Подход, основанный на влиянии социальных факторов основывается на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя началу наркотизации. С точки зрения этого подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда, как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчёркивается важность социально-ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей или программы, направленные на предотвращение социального давления наркотизирующейся среды сверстников. Предполагается тренинг устойчивости к социальному давлению сверстников и среды.
4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков основывается на понятии об изменении поведения и использует методы поведенческой модификации и терапии. Две теории являются основой этого направления. Это - теория социального научения Бандуры и теория проблемного поведения Джессора. В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза употребления наркотиков может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, «инструментом» эксперимента, стремлением получить новый, ранее не познанный опыт, поиском удовольствия и расслабления, «открытием двери» в группу сверстников, может дать возможность стать участником субкультурального жизненного стиля, сигналом потребности в помощи в ситуациях конфликта, напряжения, давления со стороны социальной среды, актом отчаянья, ответом на неопределённые нарушения в психологическом и социальном развитии. Исследователи этого вопроса описывают большое количество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт - употребление наркотиков становится основным фактором в поведении молодых людей. Именно поэтому они нуждаются в приобретении умений противостоять употреблению наркотиков, потому что они не компетентны в других формах социального «разговора» со средой и рассматривают психоактивные вещества как часть среды.
|
|
На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению наркотиков, повышении индивидуальной компетентности путём обучения личностным и социальным навыкам.
5. Подход, основанный на развитии альтернативной употреблению наркотиков деятельности предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодёжи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск употребления наркотиков. Выделяют четыре варианта программ, которые основываются на альтернативе модели злоупотребления наркотиками.
- Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различного рода препятствий среды.
- Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).
- Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т.д.).
- Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах. Однако данные программы особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося и аддиктивного поведения.
6. Подход, основанный на укреплении здоровья. В настоящее время укрепление здоровья является неким объединяющим понятием и представляет собой процесс «примирения» человека с окружающей средой. Он сочетает в себе личный выбор и социальную ответственность за здоровье. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического благополучия, а не только отсутствие болезни или физических недостатков. Однако это всеобъемлющее и идеалистическое определение иногда характеризуется как недостижимое и во многих случаях не типичное для большинства людей. В контексте укрепления здоровья это понятие рассматривается менее абстрактно. Основной упор делается на умение человека достигать своего оптимального состояния и успешно противостоять факторам окружающей среды. С этих позиций здоровье рассматривается как источник благополучной повседневной жизни, а не как цель существования. Это - позитивная концепция, берущая за основу социальные, личностные и физические возможности человека.
|
|
Важной составляющей этой концепции является жизненная компетентность. Основной деятельностью программ укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, влияющий не только на собственное благополучие человека, но и способствующий позитивным изменениям среды, социальной и культурной ситуации.
Развитие протекционных факторов, обеспечивающее реализацию всех основных подходов, предполагает «модульный» способ организации профилактики аддиктивного поведения, предложенный руководителем научно-практического семинара при ТГУ Доценко Е.Л.
«Модульный» способ предполагает, что существуют определённые личностные ресурсы, которые могут быть постоянной основой превенции. «Модульный» способ предполагает развитие следующих личностных ресурсов: ответственности, осознанности, целенаправленности, самоценности, креативности, личной силы, ресурсы когнитивной сферы, аффиляцию (умение общаться с окружающими, социальную компетентность), эмпатию и т.д. Эти так называемые протективные факторы обеспечивают подросткам возможность не включаться в употребление психоактивных веществ, уходить в другие формы аддиктивного поведения, разрушающего подростка.
Приложение № 8