Диагностика самоотношения

К фактору «САМОУВАЖЕНИЕ» относятся 4 шкалы:

Шкала «Открытость - закрытость» перед собой и другими людьми.

Шкала состоит из 11 утверждений, касающихся тех аспектов образа «Я»: самоотношения, поведения, которые, являясь значимыми для личности (в первую очередь, с точки зрения моральных норм), с трудом допускаются до сознания. Высокие показатели по этой шкале означают тенденцию представлять себя в наиболее выгодном свете, о закрытости, о нежелании выдавать о себе значимую информацию. В крайнем выражении - о прямой фальсификации результатов. Низкие показатели говорят о внутренней честности, повышенной рефлексии и критичности, способности не скрывать даже значимую неприятную информацию о себе. Крайне низкие - свидетельствуют о самообнаженности, граничащей с цинизмом.

Шкала 2 - «Самоуверенность» - состоит из 14 утверждений, задающих представление о себе, как о самостоятельном, волевом, энергичном человеке, которому есть за что себя уважать. Высокие показатели: высокое мнение о себе. Низкие показатели: сомнение в своих волевых и деловых качествах, способности вызывать уважение.

Шкала 3 - «Саморуководство» - состоит из 12 утверждений, согласно которым основным источником активности и результатов, касающихся, как деятельности, так и личности субъекта, является его собственное «Я». Высокие результаты: видит причины неудач и достижений в себе самом, считает, что его судьба находится в его собственных руках и действует соответственно этим убеждениям (внутренний локус контроля). Низкие показатели: верит в подвластность его «Я «внешним обстоятельствам, не способен противостоять судьбе, не ищет причины поступков и результатов и себе самом (внешний локус контроля).

Шкала 4 - «Ожидаемое отношение от других». 11 утверждений, отражающих ожидания положительного (высокие значения) или отрицательного (низкие значения) отношения к себе от обобщенного другого. Выявляет представление о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и пониманием или противоположные им отношения.

Эти шкалы объединяет оценка собственного «Я» по социально-нормативным критериям: моральность, деловая успешность, воля, целеустремленность, социальное одобрение. В большей мере выражают самооценку субъекта, чем эмоциональное отношение к себе.

К фактору АУТОСИМПАТИИ относятся 3 шкалы. Это факторы собственно самоотношения или эмоционального отношения к себе. Эти шкалы не связаны ни с социально-нормативными критериями, ни с теми или иными чертами личности или характера.

Шкала 5 - «Самоценность, любовь к себе» - заинтересованность в собственном «Я», любовь к себе (14 утверждений). Высокие показатели: заинтересованность в собственном «Я», любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего «Я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним, интимным критериям любви, дружбы, духовности, богатства внутреннего мира. Низкие показатели: недооценка своего духовного «Я», сомнение в ценности своей личности, отстраненности, граничащей с безразличием к собственному «Я», потере интереса к своему внутреннему миру.

Шкала 6 - «Самопринятие». Высокие показатели: дружеское отношение к себе, согласие с самим собой, одобрение своих планов, желаний, эмоциональному безусловному принятию себя таким, каков ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Низкие показатели: отсутствие перечисленных качеств - недостаточное самопринятие, что является важным аспектом внутренней дезадаптации. Шкала состоит из 12 утверждений.

Шкала 7 - «Самопривязанность» (11 утверждений).

Высокие показатели: ригидность «Я» - концепции, привязанность к актуальному образу «Я», консервативная самодостаточность, нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному образу «Я». В последнем случае - тенденция к сохранению такого образа - один из защитных механизмов самосознания. Низкие показатели: противоположная тенденция - желание в себе что-то изменить, тяга к соответствию идеальному «Я», которое отлично от актуального, неудовлетворенность собой независимо от знака самоотношения. Данная шкала важна в прогнозе готовности к психокоррекционной работе.

Фактор САМОУНИЧИЖЕНИЕ включает в себя две шкалы.

Шкала 8 - «Внутренняя конфликтность» (15 утверждений). Высокие показатели: постоянные внутренние конфликты, сомнения, несогласие с собой, тревожность. Человек постоянно спорит с собой, постоянно неудовлетворен собой и хочет перемен в себе, но в то же время сомневается в своих способностях что-то предпринять и изменить. Непрекращающиеся самокопания и споры с собой протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная самокоммуникация не только не приносит облегчения, но, наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции. Человек не знает, плох он или хорош, но при этом постоянно вглядывается в себя, рефлексирует свои поступки и находит подтверждение как в пользу того, так и в пользу другого. Средние показатели: повышенная рефлексия, глубокое проникновение в себя, осознание своих трудностей, отсутствие вытеснения, адекватный образ «Я». Низкие показатели: отрицание проблем, закрытость, поверхностное самодовольство, психологическая защита преимущественно путем вытеснения.

Шкала 9 - «Самообвинение». Высокие показатели самообвинения, готовность по-ставить себе в вину помехи и неудачи, собственные недостатки. Коррелирует со шкалой 8. Но если 8 шкала характеризуется конфликтностью, сопровождаемой не находящей выхода тревогой, то шкала 9 показывает, что выбор все же делается против «Я» субъекта, в сторону самообвинения. Субъект признает, что именно он плох, и тревожность находит выход в аутоагрессии. Крайне высокие показатели: при общем снижении профиля по двум предыдущим группам шкал является индикатором глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей психокоррекционных мер.

Ключи к МИС.

1 ШКАЛА «Открытость - закрытость» 1,3,9,-21,-48,53,56,-62,65,-86,-98

2 ШКАЛА «Самоуверенность» 7,-20,24,30,35,36,51,52,58,61,73,-80,82,-103

3 ШКАЛА «Саморуководство» 43,44,45,67,74,84,90,105,106,108,109,110

4 ШКАЛА «Зеркальное «Я»» 2,5,-13,-18,29,-34,41,42,50,-85,102

5 ШКАЛА «Самоценность» 8,-15,16,-26,-31,39,-46,54,57,68,70,75,-83,100

6 ШКАЛА «Самопринятие» 10,12,17,28,40,49,63,72,77,79,88,97

7 ШКАЛА «Самопривязанность» 6,32,33,55,89,93,95,-96,101,104,-107

8 ШКАЛА «Конфликтность» 4,11,22,23,27,38,47,59,64,69,76,81,91,94,99

9 ШКАЛА «Самообвинение» 14,19,25,37,60,66,71,78,87,92

НОРМЫ МИС В СТЕНАХ

СТЕНЫ                        
Ш         2-3 4-5 6-7         с
К   0-1   3-4 5-6 7-9   11-12       ы
К   0-1     4-5       9-10     р
А         3-4   6-7         ы
А   0-1     4-5 6-7   9-10     13-14 е
Л   0-1   3-4   6-7           б
Л           4-5   7-8       а
Ы       1-2 3-4 5-7 8-10 11-12       л
Ы         3-4   6-7         л

1-2 очень низкие 3-4 ниже средних 5-6 средние 7-8 выше средних

9-10 высокие

Опросник многомерно-функционального анализа ответственности.

(по Прядеину Валерию Павловичу )

В отечественной философии, психологии и педагогике при рассмотрении фе­номена ответственности обращают внимание на его емкость, многогранность, вбирающую в себя немалое количество разнородных компонентов (И.М. Чередов 1983, В.А. Энгельгардт 1984, A.M. Анохин, А.В. Сахно 1990 и др.). Исследовате­лями, наряду с другими, выделяются следующие аспекты ответственности: ком­муникативный (Н.В. Седова 1990), эмоциональный (Э.И. Рудковский 1979), воле­вой (М.Ф. Цветаева 1983), интеллектуальный (B.C. Кузнецова, B.C. Морозова 1983). Не случайно, что психологи пытаются найти такую структуру, которая бы смогла объединить эти разрозненные компоненты.

Рассмотрение ответственности как системного качества личности предпола­гает, по крайней мере, рассмотрение функционального единства мотивационных, эмоциональных, когнитивных, динамических, регуляторно-волевых и продуктив­ных составляющих.

Мотивационный компонент ответственности рассматривался с позиций социоцентричности и эгоцентричности. Под социоцентричностью понималась со­циально значимая мотивация, выраженная в выполнении ответственных дел из-за желания быть среди людей, коллектива, общества, связанная с чувством долга, преобладанием общественных интересов над личными.

Эгоцентрическая составляющая рассматривалась с позиции личностно зна­чимой мотивации, выраженной в желании обратить на себя внимание в процессе реализации ответственных дел, получить поощрение, вознаграждение, избежать личных осложнений, возможного наказания.

Эмоциональный компонент ответственности рассматривался по параметрам стеничносги - положительные эмоции или их появление от возможности или при выполнении ответственных дел, и астеничности - отрицательные эмоции при необходимости выполнения, в ходе реализации и при неуспехе в ответствен­ном деле.

Динамический компонент ответственности исследовался по параметрам эргичности и аэргичности. Эргичность субъекта характеризовалась самостоятель­ным, без дополнительного контроля, неоднократно подтвержденным на практи­ке, тщательным выполнением трудных и ответственных заданий. Об аэргичности субъекта судили по нерешительности и необязательности субъекта, по отказу от реализации трудных и ответственных заданий, по низкой помехоустойчивости.

Когнитивный компонент ответственности рассматривался с позиции осмыс­ленности и осведомленности. Под осмысленностью понималось схватывание стержневой основы ответственности, ее сути, глубокое и целостное представление качества. Осведомленность характеризовалась поверхностным пониманием от­ветствен-ности, рассмотрением какой-то одной стороны, составляющей качества неспецифического, общего характера.

Продуктивный (результативный) компонент ответственности рассматривал­ся в коммуникативной (предметной) и субъективной сферах. Предметный компо­нент связан с результатами субъекта при выполнении коллективных дел, его са­моотверженностью и добросовестностью. Субъективная переменная характери­зовала завершение ответственных дел, связанных с личностным благополучием, самореализацией, с развитием различных сторон и качеств личности.

Регуляторно-волевой компонент ответственности рассматривался с позиции ннтсрнальности (активности) и экстернальности (пассивности) субъекта. Об интернальности субъекта судили по его самостоятельности, по самокритичности и независимости при выполнении ответственных дел. Реализация ответственных дел при экстернальной регуляции ставится в зависимости от других людей и

внешних обстоятельств.

При реализации ответственных дел субъект сталкивается с трудностями, но­сящими личностный и операциональный характер. К личностным мы отнесли Трудности внутреннего порядка, такие как тревожность субъекта, его неуверен­ность, плохое настроение и т.п. К операциональным трудностям были отнесены трудности, возникшие в процессе выполнения задания, зависящие от характера

выполняемого задания и окружающих людей.

Одним из основных свойств личности, определяющих ее направленность, яв­ляется стремление. Нами рассматривалось два вида стремлений: инструменталь­но-стилевые и содержательно-смысловые. Под инструментально-стилевой мы по­нимали направленность субъекта, характеризующуюся большой личной энерги­ей, решительностью, желанием занять лидирующее положение при выполнении ответственных дел. Содержательно-смысловые стремления характеризуются большой обязательностью и добросовестностью, которая проявляется при вы­полнении дел альтруистического характера, направленных в большей мере на со­циальное окружение.

Первоначальный вариант опросника и интерпретация шкал разрабатывалась

совместно с А. И. Крупновым. Предлагаемый опросник прошел все этапы мате­матической обработки, был проверен на надежность и валидность.

ИНСТРУКЦИЯ К АНКЕТЕ "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"

Вам предлагается последовательно ответить на ряд утверждений, касающих­ся некоторых сторон Вашей личности и характера. При ответах важна ваша пер­вая реакция. В анкете нет хороших утверждений. Каждое из них имеет право на существование. За каждую минуту Вы должны дать не менее 6 ответов. Свои от­веты заносите в протокол в виде цифрового выражения.

Ответ "безусловно, нет" — оценивается в 1 балл.

Ответ "нет" — оценивается в 2 балла.

Ответ "чаще нет" — оценивается в 3 балла.

Ответ "когда как" — оценивается в 4 балла.

Ответ "чаще да" — оценивается в 5 баллов.

Ответ "да" — оценивается в 6 баллов.

Ответ "безусловно, да" — оценивается в 7 баллов.

Приступая к ответам, помните о том, что на всю работу отпускается не более 15-20 минут. Следите за тем, чтобы каждому порядковому номеру утверждения строго соответствовал ответ в его цифровом выражении. Постарайтесь как мож­но реже прибегать к нейтральному ответу "когда как", оцениваемому в 4 балла. Заранее Вам благодарны за искренние ответы и четкую работу.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА:

1. Я хорошо выполняю задание, даже если оно не проверяется и не контролирует­ся.

2. Я берусь за ответственное задание из-за желания участвовать в коллективном мероприятии.

3. Ответственность — это подотчетность за свои дела, поступки и действия.

4. Моя ответственность способствовала успешному выполнению коллективных дел.

5. Я испытываю чувство удовольствия, когда от меня зависит успех ответственно­го дела.

6. Я склонен поступать по принципу "семь раз отмерь — один раз отрежь".

7. Неуверенность в себе мешает проявлению моей ответственности.

8. Не отхожу от выполнения совместных дел, даже если ответственность будет ле­жать только на мне одном.

9. О том, что я ответственный человек, знают многие.

10. Я могу отказаться от собственной выгоды ради успеха общего дела.

11. Ответственность — это поручительство за кого-либо.

12. Я жертвовал личными делами воимя общественных для завершения совмест­ных ответственных дел.

13. Выполнение совместной серьезной и ответственной работы доставляет мне ра­дость и удовольствие, удовлетворение.

14. Я предпочитаю выполнять задания самостоятельно, а не под контролем.

15. Мой низкий жизненный тонус является помехой при выполнении ответствен­ных поручений.

16. Я не избегаю ситуаций, в которых приходится брать ответственность на себя.

17. Выполняя какую-нибудь работу, я не успокаиваюсь, пока не будет сделано все, даже отдельные мелочи.

18. В своем поведении я ориентируюсь на общепринятые правила и нормы.

19. Ответственность — это обдуманность выбора и предвидение его последствий.

20. Если судьба ответственного дела зависит от меня, я берусь за его завершение.

21. Это счастье, когда люди доверяют тебе осуществление ответственного дела.

22. Вне зависимости от ситуации и внешних обстоятельств, я могу реализовать се­бя в ответственном деле.

23. Моя повышенная тревожность препятствует мне взяться за ответственное де­ло.

24. Я предпочитаю больше делать, чем обещать.

25. Я люблю трудные и ответственные задания.

26. Принимая решение, я часто руководствуюсь чувством долга.

27. Ответственность — это одна из форм проявления активности человека.

28. Я пойду против отдельных членов коллектива, своих знакомых, если они ме­шают выполнению ответственного дела, не способствуют достижению результа­та.

29. Я испытываю радость оттого, что при выполнении ответственного задания меня окружают верные товарищи.

30. Преждечем высказать мнение, я стараюсь убедиться в своей правоте.

31. У меня иногда не хватает мужества взять ответственность на себя.

32. Я стремлюсь к роли лидера, поскольку чувствую, что с этим справлюсь.

33. Ответственность — это усердие человека в порученном деле.

34. Окружающие считают, что дело будет выполнено, если за него берусь я.

35. Зачастую я берусь за общественные дела и отказываюсь от собственных инте­ресов и планов.

36. Я бы с удовольствием работал на таких производствах, где от моих результа­тов зависел бы успех общего дела.

37. Я склонен предаваться радостному волнению при возможности испытать себя в ответственном деле.

38. К выполнению ответственных заданий я приступаю сразу, не откладывая их в "долгий ящик".

39. Многое из порученного я бы выполнял лучше, если бы не терялся из-за возло­женной на меня ответственности.

40. Мое участие в ответственных мероприятиях исходит из желания глубже уз­нать окружающих людей.

41. Участвуя в коллективной работе, я предпочитаю быть простым исполнителем.

42. Моя ответственность зачастую диктуется материальными соображениями.

43. Ответственность - это своеобразная закабаленность, зависимость человека.

44. Моя ответственность способствовала развитию уверенности в себе и своих силах

45 Я зачастую испытываю чувство страха перед тем, как взяться за ответствен­но; дело.

46 Ко многим делам я относился бы более ответственно, если бы с меня строго спрашивали.

47. Порой я забываю, что обещал что-то сделать.

48. Даже при плохом самочувствии я пойду на встречу, о которой мы договорились заранее.

49 Если поручения оказываются трудными, то я отказываюсь от них. 50. Я берусь за ответственные поручения с учетом дальнейшего поощрения, по­вышения, награды и т.п.

Я Ответственность — это наказание не только за деятельность, но и за бездея­тельность.

52. Завершение ответственных дел способствовало укреплению моей самооценки.

53. Мною овладевает злость и раздражение, если меня постигает неудача в ответственном деле.

54. Я не берусь за серьезные дела при неблагоприятных предсказаниях гороскопа.

55. Ответственность — это большая дополнительная нагрузка к выполняемым мной обязательствам.

56. Я могу взять вину на себя ради спасения чести группы.

57. Без достаточного контроля со стороны проверяющего, я могу отложить пору­ченное мне дело.

58. Многое из того, что я делаю, я довожу до конца, лишь только потому, чтобы избежать наказания, осуждения, порицания.

59. Ответственность — это своеобразная озабоченность человека.

60. Моя ответственность способствовала продвижению по службе.

61. После неудачи в ответственном деле у меня возникло чувство страха при необ­ходимости выбора нового.

62. Я мог бы быть более ответственным человеком, но иногда обстоятельства оказываются выше меня.

63. Дополнительной трудностью, препятствием, мешающим взяться за ответст­венное дело, является осознание того, что результат зависит не только от меня, но

и от других людей.

64. Я тщательно и заранее готовлюсь к выполнению ответственного дела, чтобы не подвести окружающих.

65. Порой в мыслях я совершаю важные и ответственные поступки, а практиче­ски не решаюсь сделать то, что задумал.

66. Я стремлюсь быть ответственным потому, что не хочу лишних осложнений.

67. Ответственность — это потеря свободы выбора.

68. Моя ответственность повлияла на развитие волевых качеств.

69. Конфликты, возникающие при выполнении ответственных заданий, вызыва­ют у меня гнев и раздражение.

70. Моя ответственность часто остается незамеченной окружающими людьми.

71. Существенным препятствием для меня при выполнении ответственных дел яв­ляется возможность наказания за действия других людей.

72. Я стремлюсь к выполнению ответственного дела, чтобы не огорчать близких мне людей.

73. Даже мелкие неудачи при выполнении ответственных заданий выбивают меня из колеи.

74. Я берусь за ответственные дела, чтобы на меня обратили внимание.

75. Ответственность — это средство утверждения себя, самоутверждения своего "я".

76. Ответственные действия и поступки способствовали улучшению личного бла­гополучия.

77. Я начинаю нервничать и бываю раздражен, если другие люди не выполняют обещанного.

78. Как правило, моя ответственность наталкивается на косность и непонимание других людей.

79. Я предпочитаю не браться за ответственные дела из-за необходимости посто­янного контроля за их выполнением.

80. Я часто чувствую, что от моей добросовестности во многом зависит благопо­лучие других людей.

ПРОТОКОЛ И КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

Ф.И.О. ________________________________________

Пол___ Возраст _____

Дата_______

Школа (факультет) ___________

Класс(группа) ___________

ДЭ   МС   КО   ПП   ЭС   РИ   ТЛ   СИС   ДАЭ   МЭ   КОСВ   ПС   ЭА   РЭ   ТО   ССС  
                               
                               
                               
                               
                               

Подсчитайте сумму баллов в каждом из соответствующих разделов, характеризующих различные аспекты ответственности.

1. ДЭ — динамическая эргичность.

2. ДАЭ —динамическая аэргичность.

3. МС — мотивация социоцентрическая.

4. МЭ — мотивация эгоцентрическая.

5. КО — когнитивная осмысленность.

6. КОСВ — когнитивная осведомленность.

7. ПП — продуктивность предметная.

8. ПС — продуктивность субъектная.

9. ЭС — эмоциональность стеническая.

10. ЭА — эмоциональность астеническая.

11. РИ — регуляторная интернальность.

12. РЭ — регуляторная экстернальность.

13. ТЛ — трудности личностные.

14. ТО — трудности операциональные.

15. СИС — стремления инструментально-стилевые.

16. ССС —стремления содержательно-смысловые.

Сумма баллов:

от 25 до 35 говорит о выраженности характеристики ответственности;

от 16 до 24 — о нейтральности, ситуативном проявлении ответственности;

от 5 до 15 — о невыраженности ответственности, безответственности субъек­та.

Предварительное обследование учащихся и студентов с помощью данного опросника показало, что после поступления школьников в вуз происходило сни­жение их ответственности. Думается, что данные, полученные с помощью опрос­ника, могут послужить надежным критерием в отслеживании динамики развития и формирования качества ответственности как для студентов, так и для препода­вателей.

Диагностика СПА

(по А.К. Осницкому «Психология самостоятельности.

Методы исследования и диагностики»)

Помере все большей представленности установок личности и исповедуемых ею ценностей в рефлексивном опыте растет значение влияния собственно личностных движущих сил развития, таких как само-оценивание, самопринятие, принятие других, социальная направленность личности, стремление к доминиро-ванию, выраженность интернальности в решениях и действиях и пр. Ряд перечисленных личностного развития мы можем психологической адаптированности К.Рождерсом и Р.Даймондом).

Данный опросник апробирован на разных выборках учащихся в отечественных школах и вузах По мнению Снигиревой Т.В., данная шкала как измерительный инструмент обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике не только состояний школьной адаптации дезадаптации, но и особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих школьников к переоценке себя и своих возможностей.

Вместе с тем необходимо отметить недостаточную, нормированность показателей, получаемых с помощью этой методики в отечественных вариантах, и не всегда достаточную однозначность связи суждений в используемом вопроснике с теми шкалами, с которыми они соотносятся. Это обстоятельство побудило нас провести дополнительную работу с данным вопросником по его редактированию и адаптации к отечественным условиям. В процессе этой работы были предприняты меры и по нормированию показателей, сведению их исчисления к процентной шкале, и по определению тех границ, в рамках которых возможен надежный диагноз адаптированности или дезадаптированности обследуемого.

В таблице-ключе переработанного нами опросника приведены установленные границы определения адаптации или дезадаптации, принятия себя или непринятия для подростков (выборка около 600 человек) и для студентов (выборка около 280 человек). Границы определения этих показателей на выборке взрослых (110 человек) практически не отличались от тех, что установлены на выборке студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: