Большое значение для развития мышления ребенка и его практической деятельности имеет умение правильно выполнять классификацию, например, группировать предметы по заданному признаку.
Разбиение множества на классы — это действие распределения объектов по классам на основании сходств объектов внутри класса и их отличия от объектов других классов.
Пример:
Задание ребенку: «Разложи кубики в коробки соответствующего цвета. (Красные кубики - в красную коробку, синие - в синюю, а зеленые — в зеленую)». Ребенок разбивает множество кубиков на три класса (подмножества) по признаку цвета (характеристическому свойству). Чтобы это действие было классификацией, необходимы некоторые условия и правильная формулировка задания.
Условия правильной классификации
1. Подмножества (классы) попарно не пересекаются.
2. Объединение всех подмножеств (классов) совпадает с исходным множеством.
Другими словами, классификация будет правильной, если все элементы заданного множества будут распределены по классам и каждый элемент будет находиться только в одном классе.
|
|
Классификация применяется во всех науках и в быту. Например, в зоологии классифицируют животных, в ботанике — растения, в школе дети распределяются по классам. Далеко не каждая группировка является классификацией. В педагогике выделение двух видов наглядного материала: демонстрационного и раздаточного не является классификацией, так как один и тот же материал может менять свою функцию. Часто некорректно сформулированное задание ставит человека в затруднительное положение. Например, родители просят дочь: «Положи все книги на две полки: свои - на верхнюю полку, а книги брата — на нижнюю*. Если у детей есть общие или чужие книги, это задание не выполнимо.
Задание 27
1. Определите необходимые условия для правильной классификации в приведенном выше примере с кубиками.
2. Определите, является ли классификацией распределение треугольников на виды:
а) I - равносторонние, 6) I — остроугольные,
II — равнобедренные, II — тупоугольные,
III — разносторонние; III — прямоугольные.