Иногда возникает необходимость описать повторение, какого-либо действия, выполняющегося, пока истинно некоторое условие. Например, пока работает мотор, он потребляет горючее. Для описания повторяющихся (циклических) действий в языке Паскаль содержится соответствующая управляющая структура.
Циклами называют такие участки программы, которые во время счета должны повторяться заданное число раз.
Как правило, с каждым новым повторением цикла происходит изменение некоторой переменной по закону арифметической прогрессии. Такую переменную принято называть управляющей или счетчиком цикла. В последний раз цикл повторяется тогда, когда управляющая переменная достигает своего конечного значения.
Последовательность выполняющихся многократно операторов называют операторами тела цикла.
Рассмотрим несколько способов организации циклов на примере следующей задачи: создать таблицу натуральных чисел от единицы до ста, квадратов этих чисел вывести на экран дисплея.
Циклами называют такие участки программы, которые во время счета должны повторяться заданное число раз.
Первый способ: обозначим переменной R натуральные числа, используемые в программе. Использую, условный оператор IF, который проверяет заданное условие, и оператор безусловного перехода GOTO, создаем цикл (cikl1).
Второй способ: создадим автоматический цикл с параметрами, используя, оператор FOR…TO…DO (cikl2).
Program cikl;
Label 1;
Var R:integer;
Begin
Writeln(‘4islo kvadrat 4isla’);
1:
writeln(R,’ ’,sqr(R));
R:=R+1;
If R<=10 then goto 1
End.
Program cikl2;
Var R:integer;
Begin
Writeln(‘4islo kvadrat 4isla’);
for R:=1 to 100 do
writeln(R,’ ’,sqr(R));
End.
Также существует третий способ организации автоматического цикла с предусловием с заданным числом повторений с помощью операторов WHILE (условие)…DO.
Еще существует четвертый способ организации автоматического цикла с постусловием с помощью операторов REPEAT … until.