Основными элементами разбивочных работ при строительстве инженерных сооружений являются построение проектного горизонтального угла, отложение проектных расстояний, вынос в натуру проектных высот, а также линии и плоскости проектного уклона.
Построение проектного горизонтального угла Р осуществляют от известного направления между пунктами разбивочной основы или от известной оси сооружения. Для этой цели устанавливают теодолит над вершиной переносимого в натуру проектного угла, приводят его в рабочее положение и берут отсчет по горизонтальному кругу при основном положении вертикального круга. К полученному отсчету прибавляют величину проектного угла Р и открепив алидаду, устанавливают ее на этот вычисленный отсчет. На некотором удалении от прибора фиксируют в створе его визирной оси точку С\ на местности (рис. 23.7, а). Аналогичным образом выполняют построение и при другом положении вертикального круга и получают точку Сг. В качестве искомого проектного угла принимают угол между исходным направлением и точкой С, отмеченной на местности между точками С\ и Сг, полученными при двух полуприемах (см. рис. 23.7, а).
а) б>.
Р и с. 23.7. Основные инженерные геодезические задачи, решаемые в строительстве:
а — схемы измерения и построения горизонтальных углов: У — способом приемов; 2 —
способом совмещения нулей; б — схема выноса в натуру проектной высоты; в — схема
построения линии заданного уклона; г — схема построения проектной плоскости
Для контроля правильности построения проектного угла его измеряют полным приемом.
Если для построения проектного угла высокой точности не требуется, нередко используют способ совмещения нулей. Для этого на горизонтальном круге устанавливают отсчет, равный 0°00' и при закрепленной алидаде открепляют лимб и ориентируют прибор на исходное направление. Закрепив лимб и открепив алидаду, устанавливают на лимбе отсчет, равный значению проектного угла Р и полученную таким образом точку отмечают на местности. Аналогичным образом выполняют построение угла при другом положении вертикального круга. За окончательное положение берут точку С в середине между двумя построенными.
Для построения на местности угла с повышенной точностью используют способ приближений (см. рис. 23.7, а). В этом случае строят угол на местности одним из изложенных выше способов, а затем измеряют его с заданной точностью (обычно способом повторений). Полученный результат Р' несколько отличается от проектного значения р. Определив отклонение Ар = Р - р', вычисляют длину отрезка СС\ = й Др/р (где АР—отклонение угла от проектного значения в секундах; р = 206265")- Отложив на местности отрезок СС\ нормально к линии ВС\, получают искомую точку С. И для окончательного контроля вновь повторяют измерение полученного угла с заданной точностью.
Отложение проектного расстояния в общем случае заключается в определении и закреплении на местности наклонного расстояния Д соответствующего проектному горизонтальному расстоянию с1. Длину наклонной линии Д откладываемую на местности, определяют по известному проектному горизонтальному расстоянию й и углу наклона линии к горизонту у:
/) = </ + 2</зт21. <23Л)
Если известно превышение И между начальной и конечной точками линии, то наклонное расстояние определяют как
/> = *+*!. (232)
Требуемые для вычисления расстояния В наклона V или превышение И определяют путем непосредственных геодезических измерений на местности или по материалам проекта.
Если допустимая относительная ошибка отложения проектной длины не превышает 1:2000, то при углах наклона до 1 ° поправку за уклон местности можно не учитывать и принимать В = й.
Вынос в натуру проектной высоты Яп обычно осуществляют геометрическим нивелированием. Положение искомой точки в плане должно быть обозначено на местности и вблизи ее должен располагаться временный или постоянный репер (точка А) с известной высотой Яр (рис. 23.7, б). Установив нивелир приблизительно посередине между репером и точкой, проектную высоту которой нужно перенести на местность, по рейке, установленной на репере, определяют горизонт прибора
Я, = Яр + а, (23.3)
а затем вычисляют отсчет Ъ по рейке на искомой точке Л, соответствующий установке ее на проектной высоте Яп:
Ъ = Я,. — Яп. (23.4)
В месте вынесения проектной высоты устанавливают рейку и опускают или поднимают ее таким образом, чтобы горизонтальный штрих сетки нитей нивелира отмечал расчетный отсчет Ъ. Уровень пятки рейки при этом будет соответствовать проектной высоте Яп. На этот уровень забивают кол, а рядом устанавливают сторожок. При необходимости точку закрепляют капитальным знаком. В местах срезок грунта (например, в выемках) выкапывают ямки соответствующей глубины, где и закрепляют точку на соответствующей высоте. Для проверки правильности выноса проектной высоты выполняют повторное нивелирование.
Построение линии с проектным уклоном осуществляют при строительстве дорог, улиц, взлетно-посадочных полос аэродромов, подземных коммуникаций и т. д. Для этой цели устанавливают проектные высоты начальной А и конечной В точек линии и обозначают их на местности (рис. 23.7, в). Устанавливают нивелир непосредственно над точкой А таким образом, чтобы один из подъемных винтов совпадал с направлением линии АВ. Измеряют высоту прибора / над точкой А. Наводят прибор на точку В и наклоняют зрительную трубу прибора подъемным винтом до тех пор, пока отсчет по рейке, установленной в точке Я, не окажется равным Ь = I. Еще лучше для выноса линии с проектным уклоном использовать теодолит с лазерной насадкой, лазерный нивелир или лазерный визир.
Таким образом, линия визирования нивелира, теодолита и луча лазера будет установлена параллельно проектной линии на расстоянии Ъ = /. Перемещая рейку по линии в необходимых местах забивают колья таким образом, чтобы отсчеты по рейке во всех точках были бы равны высоте прибора Ъ = I.
Построение проектной плоскости АВСИ осуществляют при планировке горизонтальных и наклонных площадок следующим образом. Вначале выносят в натуру точки А, В, Си Д принадлежащие проектной плос-
•««м* |
кости, строят на местности их проектные высо
ты. Нивелир устанавливают над одной из точек 1^ВВШ^1^
(например, вблизи точки А) таким образом,
чтобы два подъемных винта располагались па
раллельно линии АВ (рис. 23.7, г). Измеряют
высоту прибора / и подъемными винтами 1 и 2
наклоняют зрительную трубу так, чтобы от
счет по рейке в точке В был равен /. Установив
затем рейку в точке Д вращением подъемного
винта 3 устанавливают отсчет по рейке, равный
. тт г> ~ Рис. 23.8. Лазерная
/. Для контроля берут отсчет по рейке, установ- установка <<Ьа5егр1^е 600»
ленной в точке С, который также должен быть равен /. В необходимых точках планируемого
участка устанавливают рейку и забивают колья таким образом, чтобы отсчеты по рейке были равны /.
Построение проектной плоскости можно производить с помощью оптического теодолита, лазерного теодолита или нивелира с лазерной насадкой. Однако особенно эффективно использование для этой цели лазерных систем, создающих световые опорные горизонтальные либо наклонные плоскости. Например, для этой цели, при сравнительно небольших площадях планировки, можно использовать ротационный лазерный нивелир отечественного производства НЛ-30 (см. рис. 11.10), создающий видимую лазерную горизонтальную или наклонную плоскости с точностью ± 30" (± 2 мм на каждые 15 м) и дальностью охвата по всем направлениям до 100 м. Одновременно нивелир может создавать и видимый, перпендикулярный к этой плоскости, лазерный луч диаметром около 5 мм.
При значительных площадях планировки целесообразно использовать лазерные компактные установки типа «Ьазегр1апе 600» (рис. 23.8).
Установка позволяет создавать видимую лазерную горизонтальную плоскость с точностью ± 8" (около ± 2 мм на каждые 50 м) с дальностью охвата по всем направлениям до 600 м. При отключенном компенсаторе горизонтальной плоскости в ручном режиме можно создавать любые наклонные лазерные плоскости.
Использование лазерных установок при вертикальной планировке горизонтальных и наклонных площадок позволяет автоматизировать процесс управления работой одновременно многих машин и механизмов с соответствующим резким повышением производительности и качества планировочных работ.
ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКЕ ПЛОЩАДОК
Проекты вертикальных планировок входят составной частью в проекты городских улиц и дорог, автомобильных дорог, строительных площадок, аэродромов и т. д.
Основными задачами вертикальной планировки являются:
отвод поверхностных ливневых, талых и хозяйственных вод за пределы площадки, либо в систему подземной ливневой канализации;
приведение земной поверхности по направлению городских улиц и дорог, площадей, автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов к допустимым уклонам, обеспечивающим их нормальную эксплуатацию;
организация земной поверхности, определение и устранение дефектов рельефа для удобства размещения инженерных сооружений и их последующего функционирования;
проектирование всех наземных инженерных сооружений и подземных коммуникаций в их взаимной увязке.
Топографической основой для разработки проекта вертикальной планировки являются топографические планы и цифровые модели местности (ЦММ) различных масштабов. В зависимости от категории рельефа, характера проектируемого объекта и стадии проектирования масштабы топографических съемок принимают в пределах 1:2000—1:200 с высотой сечения горизонталей 1—0,25 м.
Топографические планы и ЦММ обычно получают в результате выполнения комплекса наземных полевых геодезических работ, включающего выполнение различного вида топографических съемок: тахеометрических, нивелирования по квадратам, комбинированных и т. д. Особое место в комплексе геодезических работ для обоснования проектов вертикальной планировки занимает топографическая съемка методом нивелирования по квадратам (см. гл. 17), обеспечивающая необходимую точность получаемой информации и быстроту подготовки регулярной ЦММ в узлах правильных прямоугольных сеток (см. гл. 5).
Обязательными элементами проекта вертикальной планировки являются вычисление объемов земляных работ и составление схемы перемещения грунта (см. гл. 29).
При переносе проекта вертикальной планировки в натуру выполняют следующий комплекс геодезических работ:
проверка существующих и восстановление утраченных знаков планово-высотного обоснования, созданного на этапе предпостроечных изысканий;