Забивка шпунтовых ограждений, свай, погружение свай-оболочек и опускных колодцев при возведении фундаментов опор осуществляют с плавсредств: понтонов, барж, направляющих каркасов. Установку плавсредств в проектное положение осуществляют с использованием лазерных геодезических приборов, позволяющих с наименьшими затратами средств и времени контролировать положение плавсредств практически в любое время суток.
Наиболее часто при возведении фундаментов опор мостов используют направляющие каркасы из инвентарных стальных конструкций в соединении с понтонами типа КС. Выведение каркаса осуществляют в несколько этапов: постановка якорей, установка каркаса в проектное положение, контроль за сохранением стабильного положения каркаса в ходе погружения свай-оболочек. Каркас удерживается в проектном положении с помощью якорей, которые устанавливают с плавучих кранов или буксиров с точностью 3—4 м. Наиболее просто это осуществляют по лазерным створам.
Каркас в проектное положение выводят с помощью лазерной засечки (рис. 28.10). Направление створа по оси моста обычно задают лазерным визиром (ЛВ). Лазерный теодолит (ЛТ) устанавливают в одном из пунк-
|
|
тов разбивочной сети и ему задают направление на центр опоры. Каркас выводят в проектное положение в темное время суток с помощью лебедок, наблюдая за положением лазерных пятен на горизонтальных рейках, размещенных на каркасе (см. рис. 28.10).
т ЛВ5 Рис. 28.10. Схема установки каркаса в проектное положение с помощью лазерной засечки |
Для изображенного на рис. 28.10 случая каркас нужно передвинуть вдоль оси и развернуть таким образом, чтобы линия АВ совпала с осью моста. Использование лазерных приборов сильно упрощает организацию работы, поскольку производитель работ, находящийся на каркасе, сам наблюдает за его положением относительно проектных осей, заданных в пространстве лучами лазеров, и контролирует работу лебедок. Применение лазерных приборов кроме того обеспечивает непрерывность контроля за положением каркаса в течение всего периода погружения свай оболочек.
При погружении опускных колодцев их положение в плане постоянно контролируют с помощью лазерных створов. Наклоны и перекосы колодца определяют путем развертки лазерного луча в вертикальную плоскость.
Главные задачи геодезического контроля при монтаже пролетных строений состоят в определении прямолинейности главных балок и выверке строительного подъема. Луч лазера весьма удобен в этом случае в качестве опорной линии, так как он не подвержен влиянию ветра, осадков и не меняет своего положения из-за временного пересечения его работающими людьми и механизмами.
|
|
Известно, что основными способами возведения пролетных строений современных мостов являются: навесная сборка, полунавесная сборка, сборка на берегу с последующей продольной надвижкой, сборка на стапеле с последующей доставкой плавсредствами.
При наиболее экономичной навесной и полунавесной сборке пролетное строение монтируют из отдельных блоков с помощью кранов непосредственно в пролете, наращивая его от одной опоры к другой или от двух соседних опор к середине пролета. Для контроля за прямолинейностью и высотным положением продольных балок до начала монтажа пролетного строения на опорах моста размечают оси опорных частей. На расстоянии а = 0,5 м параллельно главным осям выносят вспомогательные оси. На устое или на опоре над точкой, закрепляющей вспомогательную ось, устанавливают лазерный прибор и направляют луч на марку, уста-
Рис. 28.11. Контроль лазерными приборами монтажа пролетных строений:
а — способом навесной (полунавесной) сборки: 1 — фасад моста; 2 — план;
б — способом продольной надвижки: 1 — фасад моста; 2 — план
новленную на той же оси на соседней опоре (рис. 28.11, а). В ходе монтажа балок положение каждой из них в пространстве устанавливают по отношению к лазерному опорному лучу или плоскости. Положение балок в плане определяют по световому пятну на горизонтальной рейке, прикладываемой к блоку балки, и в случае необходимости корректируют положение монтируемого блока. Высотное положение определяют по световому пятну на вертикально установленной рейке.
При продольной надвижке со сборкой пролетного строения на подходной насыпи лазерные приборы позволяют непрерывно контролировать положение пролетного строения в ходе надвижки и осуществлять его корректировку. Для этого лазерный прибор устанавливают в проектном центре одной из опор и ориентируют луч по оси моста (рис. 28.11, б). Уклонения пролетного строения от оси определяют по положению световых пятен на двух горизонтальных рейках, устанавливаемых перпендикулярно оси моста (одна на аванбеке, другая на расстоянии 30—50 м на пролетном строении). Осадки вспомогательных опор, перекосы накаточ-ных путей, а также прогибы конца консоли определяют по вертикальным рейкам с помощью лазерногб нивелира с разверткой луча в горизонтальной плоскости.
28.6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕФОРМАЦИЙ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
Строящиеся либо уже введенные в эксплуатацию инженерные сооружения (насыпи автомобильных дорог, мосты, путепроводы, водопропускные трубы, здания и сооружения автотранспортной службы и т. д.), возведенные на слабых грунтах, подвержены деформациям.