Мысли о «воле Божией»

Благодать Божия подает смиренное принятие любой ситуации, которую подаст Господь, без предположений, сомнений и желаний узнать волю Божию, т.к. Его воля дана в заповедях. Враг же понуждает искать «волю Божию» и запутываться в сомнениях и предположениях.

Благодаря самосознанию человек отделяет себя от внешнего мира и, анализируя события и вещи, которые происходят вокруг него, рассуждает, как ему жить и вести себя в определенных ситуациях. При этом человек осознает, что можно поступить по- разному, исполнить заповедь или веление своей совести, или пренебречь ими, причем второй вариант будет явно лукавый и открыто или малозаметно противоречить заповедям Бога, а первый будет честный и зачастую труднее, чем первый. У страстного человека, еще не имеющего чистое сердце, но уже познавшего духовные заповеди, мысли всегда будут противоречить друг другу, и человек будет сомневаться как ему поступить - по заповеди или по старому, как поступал раньше, исполняя грех. Есть такое выражение «слово борется со словом», которое в узком значении значит: приобретенные и укоренившиеся знания и опыт не соответствуют тому, что познается и делается позже, и происходит «внутренняя борьба» этих знаний внутреннего человека. Особенно это хорошо видно, когда наша внутренняя мирская мудрость опровергается духовной мудростью (и это называется прелестью эллинства) или когда неверные духовные знания сопротивляются истинным.

Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе): «При помыслах сомнения, неверия, хулы - кто страдает: тот ли предмет, о котором сомневаются, коему не верят, который хулят, или - те, которые сомневаются, не верят, хулят? Эти последние. Они боятся тогда страха, «идеже не бе страх» (Пс.13,5), они мучатся своим сомнением, неверием, хулою; а предмет их агонии остается тверд, недвижим и берет над ними очевидный верх тем, что их же заставляет переменить свои мысли об нем для их собственного спокойствия и дотоле не дает им успокоиться, пока они не раскаются в прежних, ложных своих мыслях касательно его и не воспримут мыслей благоприятных, истинных. Потому безрассудно колебаться и возмущаться, тем больше - малодушествовать и унывать духом, когда приходят на молитве или в другое время мысли сомнения, неверия, хулы и другое подобное. Это - все прелесть сатанинская».

Подробно об этом будет сказано в темах о рассудке и совести.

Иногда происходит так, что страстный человек, имея какой то нерешенный вопрос и обращаясь к Богу в просительной молитве, может настраивать себя на то, что он должен услышать ответ от Бога или, как говорят, узнать волю Божию. Этот совет человек взял из учений отцов, в которых говорится, как святые молились Господу и получали ответы на свои вопросы через непосредственные откровения или радость, которые приходят после молитвы.

Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1, гл.10): «Чтобы действенно чувствовать подвижение от Бога на дело, это бывает или чрез божественное просвещение, или мысленное озарение, в коих чистым сердцам созерцательно открывается воля Божия, или чрез внутреннее вдохновение Божие, внутренним некиим словом, или чрез другие действия благодати Божией, в чистом сердце действуемые, как-то: теплоту животочную, радость неизреченную, взыграния духовные, умиление, сердечные, слезы, любовь божественную и другие боголюбивые и блаженные чувства, не по воле нашей бывающие, но от Бога, не самодеятельно, а страдательно. Всеми такими чувствами удостоверяемся, что то, что ищем сделать, есть по воле Божией. Прежде же всего надлежит нам теплейшую и чистейшую воссылать к Богу молитву, всеусердно моля Его, однажды, дважды и многажды, просветить тьму нашу и вразумить нас. Трижды помолись, говорят великие старцы Варсонофий и Иоанн, и потом, куда склонится сердце твое, то и делай. Не следует притом забывать, что при всех исчисленных внутренних движениях духовных образующиеся в тебе решения должен ты поверять советом и рассуждением опытнейших».

Беда людей воспользовавшихся этим советом, во-первых, заключается в том, что их сердце еще не является чистым, а наполнено страстями, а во-вторых, что при таком способе открытия воли Божией человек все еще нуждается в советах и рассуждениях опытных людей. Как видим, мы страстные не можем таким образом узнавать волю Божию, но по своей гордости пытаемся это делать. Кратко скажем, как это происходит. После вопрошения человек внутренне напрягается и старается удержать мысли, как бы прислушивается внутри и ждет ответа; и вот приходит мысль, и она принимается за волю Божию. Обычно это мысль, исходящая из сердца человека, по собственному настрою и желанию, а может быть вражье прельщение, если человек уже не раз практикует этот способ. И даже когда так называемое откровение не исполняется, то вместо того, чтобы понять, что человек находится в заблуждении и что нельзя ему таким образом узнавать волю Божию, а нужно исполнять заповеди и принимать все со смирением и терпением, человек все равно продолжает «играть в гадалку».

Феофан Затворник (Письма о духовной жизни, п. 7): «Так как у неочищенной души трудно различить внутри собственно Божие слово, ибо в ней много словес, как при смешении языков у вавилонской башни, то определить себя на безусловное ему следование небезопасно, - зайдешь к мечтательным теориям, планам и предприятиям пагубным.»

Итак, нам грешным еще не под силу различать - какие мысли от Бога, какие от врага и какие по человеческому естеству, т.к. это результат определенного духовного пути, и особенно нельзя искусственно вызывать мысли от Бога, т.к. «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа» (Иоан.3,8).

Амвросий Оптинский (Из переписки с монашествующими, п.243): «Хотя желание о переходе в Арз. не оставляет тебя, но иногда мысль тебе противоречит, и тайное внушение в сердце говорит, что это намерение и желание пустое».

Как видим, в примере говорится о том, что у человека существует желание, которое когда-то уже оформилось в мысль, при этом при воспоминании об этом желании, приходит противоречивая мысль, и тайное внушение сердца, выносит суждение.

Амвросий Оптинский (там же): «Сама пишешь, что внушение очень тихо и покойно (т.е. при тайном сообщении истины, мысль тихая и спокойно в сердце, - от сост.); а напротив, когда разгорится в тебе желание удалиться из обители, то чувствуешь ожесточение, мрак, памятозлобие и ненависть к ближним и леность к молитве (а при вражьем внушении человек ощущает вышеуказанные чувства, - от сост.). Проразумевай же из сего, что желание это с шуией стороны и есть внушение врагов и ненавистников рода человеческого, ищущих вечной нашей погибели.»

Как видим, внушение можно распознать по определенным чувствам, и мы о них скажем ниже. Но страстный человек может опять-таки пытаться узнать волю Божию через свои ощущения сердца, когда он прислушивается к тому, есть ли у него какое-либо волнение внутри или спокойно, и, исходя из этого, делать вывод о воле Божией. Но и мир нашего сердца не является еще тем миром чистого сердца, который есть у духовных людей. А в нас мир может быть потому, что враг, прельщая нас, отходит, чтобы мы вынесли неверное суждение о том, от кого был помысел; или мир страстей нам так привычен, что человек даже не представляет, что такое истинный мир сердца.

Все эти «методы распознания» неверны. Как верно поступать, нас учат заповеди Господа, и Он не оставил человека в неведении. В Евангелии отражены все моменты, с которыми может соприкоснуться человек, и даны ответы на любые вопросы.

Амвросий Оптинский (из переписки с монашествующими, п.307): «Старайся всегда поверять свои чувства, согласны ли они с Евангельским учением и учением св. отцев. Преп. Нил Сорский пишет о себе, что он никогда не принимал того мнения или мысли, хотя бы они казались очень ясны и удобопонятны, пока не найдет на них свидетельство в учении Евангельском, или апостольском, или святоотеческом».

Просто мы или не видим этого в Писании, либо они не удобны нам для исполнения, либо мы дерзаем войти в созерцание, при котором Господь отвечает святым, как необходимо поступить.

Но все же св.отцы говорят о признаках истинных и ложных внушений.

Варсануфий Великий (Руководство в духовной жизни, вопрос 59): «Когда внушает тебе помысел сделать что-либо по воле Божией, и ты находишь в этом деле радость, и в то же время скорбь, ей противоборствующую, то знай, что этот помысл от Бога, и понудь себя претерпеть, по слову Апостола: «умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду» (1 Кор. 9, 27) и исполни волю Божию.»

Рассмотрим ситуацию, когда воля Божия действительно сообщается человеку, но через другого человека, например, в форме совета или ответа на вопрос, как поступить. Заблуждающийся человек придерживается какого-то неверного суждения, которое, например, оправдывало его лень или пристрастие к кому-то или чему-то. Но в какой-то момент ему кто-то говорит или он читает противоположное суждение, или вдруг приходит четкая мысль, противоположная старой мысли, и, начав рассуждать, в человеке появляется ураган противоречащих мыслей. И человек начинает спорить сам с собою, как бы разговаривая с каким-то собеседником, долго кружится в них, и без конца их повторяет, и считает, что это он рассуждает.

Игнатий Брянчанинов (из сборника изречений св. отцов «Как легче победить грех»): «С помыслами никогда не должно рассуждать. Может враг представить много логичного, неопровержимого, склонить наш ум к принятию лукавых, убийственных помыслов, замаскированных личиною добродетели и благочестия. Подобным камнем помыслов для тебя да будет твое сердце».

Отчего так происходит? До того, как приходит мысль к человеку, у него уже есть свое понятие добра и зла, которое, как правило, искажено под влиянием самолюбия. Добро тогда видится не как добро, а как зло, и наоборот. И находясь в таких понятиях, которые укоренились на протяжении жизни, человек упорно верит им. И когда приходит мысль через помысел или разговор, которая не соответствует укоренившемуся понятию, то человек тут же ощущает это «уколом» в сердце. И тогда начинается помрачение рассудка, мысль человека уже не ясная, молитву невозможно произносить, волнение или боль сердца все больше усиливается и человек уже готов к страстным действиям. Милость Божия состоит в том, что «укол» или движение сердца дает человеку знать, что начинается прельщение своим злом или злом врага. И, что характерно, практически всегда в нас побеждает то суждение, которое было у нас раньше, и наконец-то выбирая его, мы успокаиваемся. Потом же мы выносим суждение, что та мысль, которой мы держались ранее, была от Бога, т.к. было все тихо, а это пришедшая - от врага. Но это тяжелая ошибка, которая в дальнейшем нас еще больше погружает в неведение. Когда мы грешим, Господь не нарушает нашу свободу, не воюет с нами, а тихо вразумляет или обстоятельствами, или словами других людей, или мыслями от Него. Он не воюет с нами, если мы падаем, а воюет с нами враг, и поэтому следует знать, если начинаются злые мысли против человека, то такое могут в нас возбуждать только враги, которым не понравилась правая мысль, и они всячески стараются убедить человека в том, что до этого он думал или чувствовал верно. Если образно объяснять, то это выглядит так. Пьяница живет с оправдывающей его мыслью, что он не алкоголик, а просто расслабляется и т.д. Но когда мы ему говорим правду, что он болен, он тут же начинает возмущаться, что это не так, защищаться и твердить одно и то же. Когда мы перестаем ему это говорить, понимая, что человек еще не готов и не хочет принять правду, т.к. ему удобно с той старой мыслью, он успокаивается и продолжает жить так же, а то и еще хуже. В этом примере хорошо видно, как неправая мысль по страсти несла мнимый покой, и как истинная мысль привела к возмущению страсти.

Возьмем ситуацию наоборот. Человек не пьет, но со временем под влиянием друзей, обстоятельств начинает спиваться. При этом совесть ему тихо напоминает, что так нельзя и он сползает в пьянство, но человек легко отвергает внушения совести и продолжает падать. Обратите внимание, нет никакой бури помыслов, а есть тихий глас совести и громкие оправдания.

Варсануфий Великий (вопрос 21): «Притом знай, брат мой, что всякий помысл, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно с левой стороны. Господь наш приходит с тихостью, все вражье бывает со смущением и мятежем. Хотя (бесы) и показываются облеченымми в одежду овчую (т.е. даже могут внушать мысли яко бы благовидные, и по заповедям и по добродетелям - от сост.), но будучи внутренно волками хищными, обнаруживаются посредством наводимого ими смущения; ибо сказано: «от плода их познаете их» (Мф.7, 15-16).»

Как видим, все наоборот. Ошибка людей в том, что они думают, что тот уже имеющийся помысел был от Бога, а пришел помысел от врага. Также ошибкой является то, что, не следя за своими мыслями, мы даже не помним и не замечаем, как происходило внушение мыслей. Если бы у нас была первая мысль правая, то, зная, что Бог справедлив и праведен, и он не допустил бы искушения чтобы соблазнить нас. Господь приходит лечить наши заблуждения, страсти и т.п., то есть от того, что в нас уже есть.

Если же в нас есть правая мысль и убеждение, то никакое искушение не поколеблет нас. Например, мы знаем, что Бог есть, и если бы нам кто-то сказал, что это не так, то это бы даже и не повлияло на нашу веру. Вот если бы наша вера была на уровне догадок, т.е. маловерна, то нас бы было легко поколебать. Поэтому такое действие Божие, когда наша старая мысль верна, также может быть по отношению к нам, но не как искушение, а как испытание нашей веры и наших духовных знаний. Но второе - это уже мера совершенных или идущих к совершенству.

Есть еще такой вид вражьей прелести, как стремление узнавать волю Божию у духовных людей (например, у старцев в монастырях) или спрашивать совет у всех друзей, родственников и священников, как следует поступить, и после многих сомнений, в разбитом состоянии все-таки принять какое-то решение. Во время таких действий человек будет постоянно сомневаться, рассуждать сам собою, убеждать себя и т.п., и именно к этому стремится враг – отнять внутренний покой, увлечь внутренними разговорами с ним, не давать помнить о Боге и жить, надеясь на себя, людей и обстоятельства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: