Системы технических обслуживаний и ремонтов

В работе ТГК задействован широкий круг технических средств: подвижного состава разных видов транспорта, подъемно-транспортных машин, а также техно­логического оборудования. Форма их технической эксплуатации выбирается в за­висимости от места ТГК в производственно-транспортной системе, мощности его технического парка и экономической целесообразности. Понятие «техническая эксплуатация» охватывает комплекс мероприятий по техническому обслужива­нию, техническому надзору и ремонту, направленных на обеспечение работоспо­собности машины в течение всего срока службы.

При этом понимают, что важно не только создать машину, способную хорошо выполнять возложенные на нее функции, но и обеспечить минимальные затраты на поддержание ее в рабочем состоянии для того, чтобы с максимальной эффек­тивностью использо­вать овеществленный труд в этой машине. Любая, даже самая совершенная машина после создания находится под действием многочисленных, в значи­тельной степени неуправляемых факторов, которые и приводят к тем или иным нарушениям ее функционирования. Возникает необходимость в устранении по­следствий тех или иных факторов, то есть в ремонте машины.

Существуют две системы ремонтов и технических обслуживаний (ТО и Р):

1. «по потребности»;

2. планово-предупредительная.

Система «по потребности» предусматривает направление машины в ремонт после появления отказа. Планово-предупредительная система технического об­служивания и ремонта машин ос­нована на обязательном планировании, подго­товке и проведении соответствующих видов технического обслуживания и ре­монта каждой машины, на­ходящейся в эксплуатации, с за­данной последователь­ностью и периодичностью.

В России принята планово-предупредительная система технического обслу­жи­вания и ремонта машин (ППР), которая представляет собой комплекс органи­заци­онно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обес­пече­ния работоспособности и ис­правности машин в течение всего срока их службы, при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации.

На магистральном и промышленном железнодорожном транспорте, на про­мышленных предприятиях функционирует развитая индустрия ремонтов и техни­ческих обслуживаний подвижного состава и ПТМ. Ремонтная база магистраль­ного железнодорожного транспорта включает локомотиво-, вагоноремонтные, ремонтно-механические заводы, локомотивные и вагонные депо,, передвижные мастерские.

На железных дорогах общего пользования эксплуатация и ремонт погрузочно-разгрузочных машин проводится в соответствии с Инструкцией по эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин, №ЦММ-20, утвержденной в 2001 г. К средствам технического обслуживания и ремонта ПТМ железнодорожного транспорта общего пользования относится ремонтно-эксплуатационная база дистанционного, дорожного и сетевого уровней, а также контингент работников, занятых техническим обслуживанием и ремонтом.

Ремонтно-эксплуатационная база дистанционного уровня включает мастерские дистанции и гаражное хозяйство. Она предназначена для выполнения технических обслуживании и текущих ремонтов ПРМ. В дорожных механических мастерских (МДМ) предусматривается производство капитальных ремонтов ПРМ, агрегатов, изготовление запасных частей, оборудования, других изделий и выполнение иных работ.

Ремонтное хозяйство промышленного транспорта, осуществляющее выполне­ние мероприятий системы ППР, включает в себя локомотиво - вагонные депо, которые кроме ремонта локомотивов и вагонов, как правило, осуществляют также ремонт кранов, путевых машин и механизмов.

На предприятиях, имеющих автотранспортные и электрокарные цехи, органи­зуются ремонтные участки по выполнению мероприятий системы ППР для авто­мобилей, электротележек, авто- и электропогрузчиков. Службы главного меха­ника обеспечивают выполнение технических обслуживаний и ремонтов других ПТМ.

В промышленных районах ремонтные хозяйства следует проектировать объе­диненными для всех предприятий промузла, размешать, как правило, на террито­рии наиболее крупного предприятия. При этом необходимо предусматривать ши­рокую кооперацию с ремонными цехами предприятий.

Техническое оснащение ремонтных предприятий должно обеспечивать широкое внедрение агрегатного метода ремонта технических средств, при котором снятый с машины неисправный агрегат заменяется отремонтированным из обменного фонда или новым.

Техническое обслуживание должно обеспечить поддержание работоспособ­ности в процессе эксплуатации путем проведения комплекса работ по предупре­ждению повышенного изнашивания деталей, отказов и повреждений машин. Сле­дует иметь в виду, что условия эксплуатации технических средств, а, следова­тельно, и структура мероприятий системы ППР на промышленном и магист­раль­ном транспорте суще­ственно различаются.

В целях повышения эксплуатационной надежности и уменьшения затрат на техническое обслуживание и ремонт технических средств на магистральном транспорте определены и решаются задачи по переходу от среднепаркового кри­терия периодичности ремонтов к индивидуальному на основе системы планомер­ного, централизованного учета работы, ремонта и технического обслуживания по каждой единице подвижного состава. Их решение потребует создания автомати­зированных комплексов, средств механизации и автоматизации технологических процессов контроля технического состояния вагонов на пунктах технического об­служивания (ПТО) в процессе движения, а также восстановления работоспособ­ности при подготовке вагонов к перевозкам

Для обработки информации о дислокации и наработке подвижного состава создаются централизованные посты с размещением на них регистрирующих уст­ройств от всех диагно­стических средств.

Различие структуры системы ППР на магистральном и промышленном транспорте может быть показано на примере грузовых вагонов. Система техниче­ских обслуживании и ремонтов вагонов железных дорог общего пользования предусматривает:

-техническое обслуживание (ТО) вагонов, находящихся в сформированных составах или в транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке к перевозкам без отцепок их от состава или группы вагонов;

-текущий ремонт (ТР-1) порожних вагонов при подготовке к перевозкам с от­цепкой от состава или группы вагонов и подачей на специализированные пути,

-текущий ремонт (ТР-2) вагонов с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или от сформированных составов;

-деповской ремонт (ДР) вагонов для восстановления их работоспособности с за­меной или ремонтом отдельных узлов и деталей;

- капитальный ремонт (КР) вагонов для восстановления ресурса вагонов, наиболее близкого к полному.

На железнодорожном промышленном транспорте вагоны в процессе эксплуа­тации подвергаются техническим обслуживаниям ТО-1 (контроль технического состояния и устранение внезапных отказов без отцепки вагонов от поезда), ТО-2 и ТО-3 (устранение внезапных отказов соответственно порожних и груже­ных ва­гонов с отцепкой от поезда и подачей их на специальные ремонтные пути ПТО или в депо), ТО-4 (периодический контроль технического состояния хопперов и вагонов-самосвалов и устранение отказов). Через установленные нормами сроки выполняют текущие и капитальные ремонты вагонов.

Для локомотивов и тяговых агрегатов проводятся технические обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3, текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3, средние и капитальные ре­монты. Текущие и средние должны обеспечивать гарантированную работоспособность машины до очередного планового вида ремонта путем вос­становления и замены отдельных сборочных единиц (узлов) и деталей в объеме, определенном техническим состоянием машины.

Капитальные ремонты должны обеспечивать исправность и полный (или близкий к полному) ресурс машины путем восстановления и замены сборочных единиц (узлов), включая базовые

В процессе эксплуатации подъемно-транспортных машин (ПТМ) проводятся:

- ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое в процессе, в тече­ние и после рабочей смены,

- плановое техническое обслуживание (ТО), выполняемое в плановом порядке через определенные, установленные заводом-изготовителем величины наработки;

- сезонное техническое обслуживание (СО), выполняемое 2 раза в год при подго­товке машины к использованию в период последующего (летнего или зим­него) сезона.

Плановые технические обслуживания для конкретных машин могут разли­чаться между собой периодичностью выполнения и составом работ. В этих слу­чаях каждому виду планового технического обслуживания в зависимости от по­следовательности его проведения при­сваивается порядковый номер, начиная с первого, например ТО-1, ТО-2 и т.д.

Ремонт машин должен восстанавливать их исправность и работоспособность путем проведения комплекса работ, обеспечивающего устранение повреждений и отказов. Для ПТМ планово-предупредительной системой предусматриваются те­кущие (Т) и капитальные (К) ремонты. Практически система планово-предупредительного технического обслужива­ния и ре­монта машин реализуется путем:

- разработки планов технического обслуживания и ремонта,

- разработки и осуществления организационно-технических мероприятий, обес­печивающих своевременное и качественное выполнение работ по техниче­скому об­служиванию и ремонту в установленные планом сроки при минимальных материальных и трудовых затратах;

- организации систематического учета наработки машин и контроля за реализацией планов технического обслуживания и ремонта.

19.3. Планирование технического обслуживания и ремонта технических
средств

19.3.1. Периодичность технических обслуживаний и ремонтов

Периодичность мероприятий планово-предупредительной системы определя­ется структурой ремонтного цикла машин. Ремонтным циклом машины называ­ется период работы от начала эксплуатации до первого капитального ремонта или между двумя очередными капитальными ремонтами, выраженный объемом гру­зопереработки (тыс. т); временем работы машины (тыс. маш-ч) либо календарным отрезком времени (мес., лет)

Межремонтным (межобслуживаемым) периодом называется период работы машины между двумя очередными плановыми ремонтами (техническими обслу­живаниями). Выражается он в тех же единицах, что и ремонтный цикл.

Для подвижного состава промышленного железнодорожного транспорта перио­дичность, продолжительность и трудоемкость установлены "Нормами техниче­ского проектирования ремонтного хозяйства и экипировочных устройств желез­ных дорог колеи 1520 мм промышленных предприятий" (табл.19.1).

Таблица 19.1

Периодичность ТО и Р тепловозов на промышленном транспорте

Серия тепловоза Периодичность ТО и Р, мес.
  К С ТР-3 ТР-2 ТР-1 ТО-3
2ТЭ10Л, ТЭ10, ТЭЗ, ТЭМ1, ТЭМ2, ТГМ 6А, ТГМ4.ТГМ4А 144 72 24 12 7,5 2,0 1,5 1,0 0,75

Примечание: В числителе указана периодичность ТО и Р в нормальных, а в знаменателе - в тяжелых условиях эксплуатации: использовании тепловозов на открытых горных разработках, пере­возке горячих грузов, в запыленной окружающей среде.

ТО-1 выполняют ежесменно, а ТО-2 при каждой экипировке. Периодичность ТО и Р вагонов также устанавливается в зависимости от условий работы (табл. 19.2).

Таблица 19.2

Периодичность ТО и Р вагонов на промышленном транспорте

  Тип вагонов и их ис­пользование Периодичность ТО и Р, мес.
  К Т ТО-4
На горячих перевозках: вагоны-самосвалы, хопперы для перевозки агломерата платформы, полувагоны       1,0 -
В тяжелых условиях: вагоны-самосвалы, хопперы для перевозки угля, кокса, агломерата платформы, полувагоны       1,5 -
В нормальныхусловиях: вагоны-самосвалы платформы, полувагоны, цистерны, крытые вагоны       2,0 -

ТО-1 выполняют ежесуточно на станционных путях. ТО-2 и ТО-З выполняют по потребности при возникновении отказов. При расчете программы ТО-2 и ТО-З принимают, что ежесуточно ТО-2 проходит 0,2 % обслуживаемого рабочего парка, а ТО-З - 0,1 %. Периодичность ТО и Р путевых машин и железнодорож­ных кранов приведена в табл. 19.3.

Таблица 19.3

Периодичность ТО и Р путевых машин и железнодорожных кранов

Машины и оборудо­вание Периодичность ТО и Р, маш.-ч
  К Т ТО
Краны железнодорожные      
Рельсоукладчики, выправочно-подбивочно-отделочные, шпало­подбивочные и снегоуборочные машины      
Вагоноопрокидыватель      

Структура ремонтного цикла ряда подъемно-транспортных и землеройных машин предусматривает 3 вида технического обслуживали: ТО-1, ТО-2 и сезон­ное обслуживание СО, выполняемое 2 раза в год (обычно оно совпадает с ТО-2), а также текущий и капитальный ремонт. Периодичность ТО и Р для этих машин приведена в табл. 19.4.

Таблица 19.4

Периодичность ТО и Р подъемно-транспортных машин

Машины Периодичность ТО и Р, маш.-ч
К Т ТО-2 ТО-1
Автопогрузчики грузоподъемностью 5 т        
Краны стреловые пневмоколесные грузоподъемностью 25 т        
Краны стреловые гусе­ничные грузоподъемностью 16 т        
Экскаваторы одноков­шовые с гидроприводом с ков­шом 1,6 - 2,5 м3        
Краны козловые     - -
Электропогрузчики грузоподъемностью 1,5т 3 года 9 мес. 3 мес. 15сут.

Продолжительность работы путевых и подъемно-транспортного оборудова­ния в год принимается при работе в одну смену 1500 маш -ч, в две смены - 3000 маш.-ч, в три смены - 4500 маш.-ч.

Для механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ установлена периодичность ТО и Р, приведенная в табл.19.5.

Таблица 19.5

Периодичность ТО и Р погрузочно-разгрузочных машин в МЧ

  Наименование машин Техническое обслуживание Вид ремонта
  ЕО ТО ТР КР
  сутки сутки годы тыс. т годы тыс. т
Краны козловые общего назначения ежесменно            
Грузоподъемностью:          
до 15 т   1,0   10,0  
более 15 т   1,0   10,0  
Краны козловые контейнерные -          
грузоподъемностью:          
до 15 т   1,0   10,0**  
от 15 до 50 т   1,0   10,0**  
Краны на автомобильном ходу и на          
пневмоходу   1,0   5,0  
Автопогрузчики грузоподъемностью          
5-10 т   1,0   2,5  
Погрузчики для переработки крупнотон-          
нажных контейнеров   1,0   3,0  
Малогабаритные погрузчики:          
электропогрузчики   1,0   3,0  
дизельные грузоподъемностью 1,6 т   1,0   2,5  
Ковшовые погрузчики   1,0   5,0  
Экскаваторы       4,0  
Бульдозеры       4,0  
Захваты для крупнотоннажных          
контейнеров   0,5 - 1,0  
Автостропы ЦНИИ-ХИИТ   0,5   1,0 -
Виброрыхлитсли, накладные вибраторы,          
грейферы механические   0,5   1,0 -

19.3.2. Трудоемкость технических обслуживаний и ремонтов

Трудоемкость ремонтов машин и оборудования принято устанавливать двумя способами: непосредственно в чел.-ч или в ремонтных единицах. Нормами проектировала ремонтного хозяйства промтранспорта для подвижного состава установлена трудоемкость ТО и Р, приведенная в табл. 19.6 и 19.7

Таблица 19.6

Трудоемкость ТО и Р тепловозов

Серия тепловоза Трудоемкость ТО и Р, чел. -ч
С ТР-3 ТР-2 ТР-1 ТО-3
2ТЭ10Л, ТЭ 10 (одна секция)          
ТЭЗ (одна секция)          
ТЭМ1, ТЭМ2          
ТГММ6А          
ТГМ4, ТГМ 4А          

Таблица 19.7

Трудоемкость ТО и Р вагонов

Тип вагонов Трудоемкость ТО и Р, чел.-ч
К Т ТО-4 ТО-2, ТО-3
Вагоны-самосвалы        
Полувагоны четырехосные     -  
Платформы четырехосные     -  
Крытые четырехосные     -  
Хопперы для угля и кокса        

Трудоемкость ТО-1 для всех типов четырехосных вагонов принимается рав­ной 0,82 чел. -ч (кроме думпкаров, для которых она в 2 раза больше). Для желез­нодорожных кранов, вагоноопрокидывателей и путевых машин установлена сле­дующая трудоемкость ТО и Р (табл. 19.8.

Таблица 19.8

Трудоемкость ТО и Р путевых машин и ПТМ

Машины и оборудование Трудоемкость ТО и Р, чел.-ч
  К Т ТО
Краны на железнодорожном ходу грузоподъемностью 15 -25т      
Рельсоукладчик РУ-2      
Выправочно-подбивочная машина ВПО - 3000      
Шпалоподбивочная машина ШПМ - 0,2      
Струг-снегоочиститель СС-1      
Вагоноопрокидыватель Южуралмаша      

Для некоторых подъемно-транспортных и землеройных машин трудоемкость приведена в табл 19.9

Таблица 19.9

Трудоемкость ТО и Р землеройных машин и ПТМ

Машины Трудоемкость ТО и Р, чел. -ч
К Т С ТО-2 ТО-1
Автопогрузчики грузоподъемностью 7,5т          
Краны стреловые автомобильные грузоподъемностью 6,3 т          
Экскаваторы одно­ковшовые с гидропри- водом с ковшом 1,6 - 2,5 м3         9,6
Краны козловые грузоподъемностью 10 т     - - , 6
Электропогрузчики грузоподъемностью 1,5 т     -    

В машиностроении при ремонте как технологического, так и подъемно-транспортного оборудования применяется нормирование в ремонтных единицах. При этом за единицу сложности ремонта и трудовых затрат на ремонт (ремонт­ную единицу) принимается сложность ремонта и трудовые затраты на ремонт машины-эталона. При ремонте металлорежущего, ли­тейного, подъемно-транс­портного оборудования в качестве эталона принимается токарно-винторезный станок 1К62 с высотой центров 200 мм и межцентровым расстоянием 1000 мм Ему присвоена 2 категория сложности ремонта. Для электротехнического обору­дования в ка­честве эталона при ремонте по 1 категории сложности принят асин­хронный двигатель с короткозамкнутым ротором, мощностью до 0,6 кВт

Трудоемкость и сложность ремонта любой машины может быть выражена через трудо­емкость и сложность ремонта машины-эталона, то есть с помощью ре­монтных единиц. Для подъемно-транспортных машин принято 2 вида ремонт­ных единиц: для механиче­ского и электрического оборудования (табл. 19.10).

Таблица 19.10

Нормы времени, ч на ремонтную единицу

Оборудование Работы Вид ТО и Р
ТО Т С К
Подъемно- транспорт­ное Слесарные 0,75      
Станочные 0,1      
Прочие - 0,1 0,5  
Всего 0,85 6,1 23,5  
Электро- техническое Электрослесарные -      
Станочные - 0,2    
Прочие - -    
Всего - 1,2    

Категория сложности ремонта определена для каждого типа машин. Напри­мер, для мостовых кранов средней грузоподъемности она имеет следующие зна­чения (табл. 11.

Таблица 19.11

Категории сложности ремонта мостовых кранов

Грузоподъ-емность, т Пролет, м Категория сложности ре­монта
механической части электрической части при работе
в легком режиме в среднем режиме
на перемен-ом токе на постоян- ном токе на перемен­ном токе на постоян- ном токе
  до 14          
50/10 14-23  
свыше 23  
125/20 до 14          
14-23  
свыше 23  

Простой машин в ремонте регламентируется нормами простоя (в сут­ках) на од­ну ремонтную единицу (табл. 19.12).

Таблица 19.12

Нормы простоя, сут. на 1 ремонтную единицу

Ремонт Все оборудование при ремонте в смену Электротехни­ческое при ремонте в смену
одну две три одну две три
Текущий 0,25 0,14 0,10 0,125 0,07 0,05
Средний 0,60 0,33 0,25 0,625 0,34 0,26
Капиталь­ный 1,00 0,54 0,41 1,00 0,54 0,41

Трудоемкость ремонта машины определяется по формуле:

,

где R - категория сложности ремонта;

r - трудоемкость одной ремонтной единицы.

Пример 1.

Требуется определить трудоемкость капитального ремонта мостового крана грузоподъ­ем­ностью 125/20 т пролетом 23 м. Ремонтносложность механической части Rм = 55, электри­че­ской Rэ = 54, трудоемкости одной ремонтной единицы соответственно гм = 35 чел.- ч, rэ = 15 чел.-ч

Общая трудоемкость капитального ремонта:

;

чел.-ч.

19.3.3. Продолжительность технических обслуживаний и ремонтов

Продолжительность ТО и Р устанавливается в рабочих часах в зависимости от типа и численности рабочего парка машин, обслуживаемых ремонтным хозяй­ством. Рабочие часы - это рабочее время продолжительности ТО и Р. Чем больше рабочий парк машин, тем мощнее ремонтное хозяйство, тем меньшая устанавли­вается норма простоя машины в ТО и Р. Для подвижного состава промышленного транспорта она приведена в табл. 19.13 и 19.14.

Таблица 19.13

Продолжительность ТО и Р тепловозов

Серия те­пловоза Вид ТО и Р Продолжительность ТО и Р, раб.ч при численности рабочего парка, ед
до 20 21-40 41-80
2ТЭ10Л, ТЭ10, ТЭМ1, ТЭЗ, ТЭМ2, ТГМ6А, ТГМ 4, ТГМ4А ТО-2      
ТО-3      
ТР-1      
ТР-2      
ТР-3      
С      

Таблица 19.14

Продолжительность ТО и Р некоторых типов вагонов

Тип вагонов Вид ТО и Р Продолжительность ТО и Р, раб.ч при численности рабочего парка
до 500 501-1000
Вагоны-самосвалы четырехосные ТО-2, ТО-З    
ТО-4    
Т    
К    
Полувагоны четырехосные ТО-2. ТО-З    
Т    
К    
Платформы четырехосные ТО-2, ТО-З    
Т    
К    
Крытые четырехосные ТО-2, ТО-З    
Т    
К    
Хопперы для угля и для кокса ТО-2, ТО-З    
ТО-4    
Т    
К    

Продолжительность технических обслуживании и ремонтов путевых, земле­ройных машин и ПТМ приведена в табл. 19.15 и 19.16.

Таблица 19.15

Продолжительность ТО и Р путевых машин и ПТМ

Машины и оборудование Продолжительность ТО и Р, раб. ч
К Т ТО
Краны на железнодо­рожном ходу грузоподъемностью 15-25 т      
Рельсоукладчики РУ-2      
Выправочно-подбивочная машина ВПО - 3000      
Шпалоподбивочная машина ШПМ- 0,2      
Струг-снегоочиститель      
Вагоноопрокидыватель Южуралмаша      

Таблица 19.16

Продолжительность ТО и Р землеройных машин и ПТМ

Машины Продолжительность ТО и Р, раб. ч
К Т С ТО-2 ТО-1
Автопогрузчики грузоподъемностью 7,5 т          
Краны стреловые автомобильные грузоподъемностью 6,3 т          
Экскаваторы одно­ковшовые с гидро­приводом с ковшом 1,6 - 2,5 м3          
Краны козловые грузоподъемностью 10 т     - -  
Электропогрузчики грузоподъемностью 1,5 т     -    

Для технических средств механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ установлена продолжительность технических обслуживаний и ремонтов, отличающаяся от приведенных выше данных для промышленного транспорта и предприятий (табл.19.17).

Таблица 19.17

Продолжительность ТО и Р погрузочно разгрузочных машин МЧ

Наименование машин   Техническое обслуживание   Вид ремонта
ЕТО ТО ТР КР
часы сутки сутки сутки
Краны козловые общего назначения 0,5   до 5 14-20*
Краны козловые контейнерные грузоподъемностью        
до 15 т 0,5   до 6 20-25*
Краны козловые контейнерные грузоподъемностью        
от 15 до 50 т 0,6   до 7 30-35*
Краны на автомобильном ходу и на пневмоходу 0,5   до 6  
Автопогрузчики грузоподъемностью5-10 т 0,5   до 4  
Погрузчики для переработки крупнотоннажных-        
контейнеров 0,6   до 7 30-35
Малогабаритные погрузчики:        
электропогрузчики 0,4   до 3  
дизельные грузоподъемностью 1,6 т 0,5   до 3  
Ковшовые погрузчики 0,5   до 5  
Экскаваторы 0,5   до 4  
Бульдозеры 0,5   до 4  
Захваты для крупнотоннажных контейнеров 0,25 0,7 до 2  
Автостропы ЦНИИ-ХИИТ 0,25 0,4 до 2  
Виброрыхлители, накладные вибраторы,        
грейферы механические 0,25 0,4 до 2  

19.3.4. Разработка годового плана технических обслуживаний и ремонтов

Годовым планом технического обслуживания и ремонта определяется число плановых ТО и Р по каждой машине, находя­щейся на балансе соответ­ствующей организации. Он является основанием для расчета потребности в материальных и трудовых ресурсах при разработке произ­водственных планов, производственных площадях, технологическом оборудова­нии, приборах и инструментах.

Исходными данными для планирования служат:

- фактическая наработка на начало планируемого года со времени проведения послед­него ТО и Р или начала эксплуатации;

- планируемая наработка на год;

- показатели периодичности и трудоемкости выполнения работ.

По результатам технического освидетельствования и диагностики допуска­ется перенос капитального ремонта машины с истекшим сроком службы. Резуль­таты диагностики регистрируются в диагностической карте (табл. 19.18)

Таблица 19.18

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА КРАНА


Марка крана __________ Номер крана ____________________

Год изготовления ____________ Вид последнего ремонта __________

Дата ______________________

Дата последнего технического освидетельствования ___________________

Объект диа-гностирова-ния и диаг-ностические параметры Единица измере­ния Значения параметров Заключение о техни­ческом состоя­нии и необходимый вид воз­действия
номи-наль- ное допусти- мое при замере после регули-ровки
             
             

Количество технических обслуживаний и ремонтов каждого вида в плани­руемом году для соответствующей машины определяется по формуле:

,

где: Нф - фактическая наработка машины на начало планируемого года со времени проведения последнего аналогичного расчетному виду технического обслуживания, ремонта или с начала эксплуатации, ч;
Нп - планируемая наработка на расчетный год, ч;
Тп - периодич­ность выполнения соответствующего вида техничес- кого обслуживания или ремонта, ч;

Кб - количество всех видов предшествующих технических обслужи­ваний и ремонтов с периодичностью, большей периодичности того вида, по которому ведется расчет (при расчете капитального ремонта Кб = 0).

Расчеты должны выполняться в такой последовательности: капитальный, те­кущий ремонты, ТО-2, ТО-1.

Порядковый номер месяца, в котором должен производиться капитальный ре­монт, определяется по формуле

,

где Тпк – периодичность капитального ремонта;

Нфк –наработка машины от последнего капитального ремонта или с начала эксплуатации (если капитальный ремонт не проводился) до начала планируемого года.

Если при этом получается , то капитальный ремонт в планируемом году не производится. В случае неравномерного распределения капитальных ре­монтов однотипных машин по месяцам года допускается корректировка годового плана перенесением планируемого ремонта в пределах ближайших месяцев, ис­ходя из технического состояния машины. Годовой план технического обслужива­ния и ремонта машин утверждается главным инженером (главным механиком) предприятия (в МЧ – начальником).

План-график капитального ремонта козловых и мостовых кранов, погрузчиков для переработки крупнотоннажных контейнеров в МЧ составляется предва­рительно инженерно-техническим работником МЧ, подписывается начальником МЧ, согласовывается с начальниками станций, на которых установлены эти машины утверждается заместителем начальника отделения дороги (при безотделенческой структуре - заместителем начальника службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок железной дороги).

Пример 2.

Требуется рассчитать количество технических обслуживаний и ремонтов.

Исходные данные.

Железнодорожный кран отработал на начало планируемого года после:

капитального ремонта - 14800 ч.

текущего ремонта - 800 ч,

технического обслуживания - 50 ч.

Наработка крана на планируемый год предусмотрена - 4500 ч.

Периодичность технических обслуживаний и ремонтов, ч (табл. 19.3):

капитального ремонта - 16000,

текущего ремонта - 2000,

технического обслуживания - 250.

Расчет:

а) количество капитальных ремонтов

- принимается 1,

б) количество текущих ремонтов

-принимается 1;

в) количество технических обслуживании

- принимается 16

Таким образом, для железнодорожного крана в течение планируемого года потребуется провести 1 капитальный, 1 текущий ремонт и 16 технических обслу­живаний.

Пример 3.

Требуется определить месяц, в котором будет производиться капитальный ремонт же­лез­нодорожного крана

Исходные данные см. в примере 2.

Расчет:

- принимается 5

Следовательно, кран должен быть направлен в капитальный ремонт в мае.

Кроме плановых мероприятий в процессе эксплуата­ции возникает потребность в выполнении неплановых мероприятий, обусловленных отказом ПРМ, количество которых зависит от качества изготовления техники и качества выполнения плановых мероприятий, а также от суммарной величины нагрузок, определяемых интенсивностью эксплуатации.

На основании аналогичных расчетов составляется план технического обслу­живания и ремонта по форме, приведенной в табл. 19.19.

Таблица 19.19

План технического обслуживания и ремонта на 2005 год

Инвен­тарный номер ма­шины Наименование и марка машины Заво­дской номер ма­шины Фактическая наработка, ч Наработка в плани­руемом году Число ТО и ремонтов в планируемом году
с начала экс- плуатации со времени проведения К Т ТО-2 ТО-1
К Т ТО-2 ТО-1 число месяц
                           
  Кран желез- нодорожный КДЭ-161           -     май     -

19.3.5. Разработка месячного плана-графика технического обслуживания и ремонта

Месячным планом-графиком технического обслуживания и ремонта машин устанавли­ваются дата постановки каждой машины на техническое обслуживание или ремонт и продол­жительность ее простоя в днях. Порядковый рабочий день месяца Дтор, в который начинается проведение технического обслуживания или ремонта машин, определяется по формуле:

,

где Р - число рабочих дней в планируемом месяце, определенное по

календарю с учетом установленного на данном предприятии режима работы;

Тпт – периодичность ремонта или технического обслуживания, для ко­торого ведется расчет;

Нфт – наработка на начало планируемого месяца после проведения ре­монта или технического обслуживания аналогичного тому, для кото­рого ведется расчет, или старшего, если оно проводилось позже;

Нпм - планируемая наработка на расчетный месяц, ч.

Если при расчетах величина Дтор окажется больше, чем число рабочих дней в планируемом месяце, соответствующий вид технического обслуживания или ре­монта в текущем месяце производиться не должен.

Для определения календарного числа месяца, в которое должно начаться тех­ническое обслуживание или ремонт, необходимо к полученному числу рабочих дней месяца Дтор добавить число выходных дней (по календарю), приходящихся на вычисленное число рабочих дней. При расчете порядкового рабочего дня оста­новки машины для проведения второй раз в месяц технического обслуживания одного вида его периодичность при подстановке в формулу увеличивают в 2 раза, в третий - в 3 раза и т.д.

Допускается корректировка вплане-графике ТО и Р в пределах одного - двух дней, если отдельные дни месяца загружены неравномерно. Месячный план-гра­фик утверждается главным инженером (главным механиком) предприятия, для которого он разработан.

Пример 4.

Требуется определить число месяца, в которое будег проводиться ТО-2 ма­шины.

Исходные данные:

Экскаватор ЭО-2621 на 1 мая отработал после текущего ремонта 190 ч. На май для него за­планирована наработка 380 ч. Периодичность ТО-2 составляет 500 ч. В мае 20 рабочих дней.

Расчет:

- принимается 18.

Следовательно, в 18-й рабочий день мая должно проводиться ТО-2 экскава­тора, а согласно календарю это будет 28-го числа. Указанное число и должно быть занесено в месячный план-график

Фрагмент месячного плана-графика приведен в табл. 19.20.

Таблица 19.20

План-график технического обслуживания и ремонта на ноябрь 2005 г.

Инвентарный номер машины Наименование и марка машины Заводской номер машины Фактическая наработка на начало месяца, ч Планируемая наработка на месяц, ч Число месяца и виды ТО и ремонтов
с начала эксплуатации ­ со времени проведения         ...  
К Т ТО-2 ТО-1
                           
  Экска-ватор ЭО- 411Б                     Т   ТО-1  
                               

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: