Планирование технического обслуживания и ремонта подвижного состава
Вопросы для контроля
Исходные данные по маркам автобусов
Исходные данные по маркам автомобилей
Задачи для самостоятельного решения
1. Определить средние итоговые технико-эксплуатационные показатели по автотранспортному предприятию за год.
Таблица 3.2
Показатели | ЗиЛ – 554 | МАЗ-5549 |
Среднесписочное количество автомобилей, ед. | ||
Время в наряде, ч | 9,6 | |
Коэффициент использования грузоподъемности | ||
Коэффициент использования пробега | 0,5 | 0,45 |
Среднее расстояние перевозки, км | ||
Средняя техническая скорость, км/ч | ||
Среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой на одну ездку с грузом, ч | 0,34 | 0,27 |
Коэффициент выпуска автомобилей на линию | 0,8 | 0,7 |
2. Рассчитать производственную программу по эксплуатации грузовых автомобилей ЗиЛ-431410 на год при следующих исходных данных: среднесписочное количество автомобилей 500 ед.; средняя техническая скорость – 22 км/ч; среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой на одну ездку с грузом – 0,25ч; среднее расстояние перевозки - 16 км; коэффициент использования пробега – 0,67; коэффициент использования грузоподъемности – 0,9; коэффициент выпуска автомобилей на линию – 0,81.
|
|
3. Рассчитать производственную программу по эксплуатации автобусного автотранспортного предприятия на год.
Таблица 3.3
Показатели | ПАЗ – 3205 | ЛиАЗ-6212-01 |
Среднесписочное количество автобусов, ед. | ||
Время в наряде, ч | 12,6 | 12,5 |
Коэффициент использования вместимости | 0,65 | 0,75 |
Коэффициент использования пробега | 0,93 | 0,98 |
Среднее расстояние поездки пассажира, км | 4,8 | |
Средняя эксплуатационная скорость, км/ч | ||
Общая вместимость, чел. | ||
Коэффициент выпуска автобусов на линию | 0,83 | 0,86 |
1. Какие данные для составления плана перевозок должны содержать заявки организаций-грузоотправителей?
2. Назовите технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава грузового и пассажирского автомобильного транспорта.
3. Объясните, что означают показатели выработки автомобилей.
4. В чем состоит отличие статического коэффициента использования грузоподъемности от динамического?
5. Объясните, что означают коэффициенты технической готовности и выпуска автомобилей на линию.
6. Какова последовательность составления плана по эксплуатации подвижного состава автотранспортного предприятия?
Исходными данными для планирования производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на автотранспортном предприятии служат: производственная программа по эксплуатации автомобильного парка; принятые системы и методы технического обслуживания и ремонта подвижного состава; установленные нормы пробега подвижного состава до проведения обслуживания и ремонтов отдельных видов и нормативы трудоемкости работ применительно к условиям эксплуатации автомобилей и оснащенности автотранспортных предприятий.
|
|
Разработка плана технического обслуживания и ремонта подвижного состава включает в себя определение следующих показателей производственной программы.
1. Пробег автомобилей до капитального ремонта (КР), а также до первого и второго технического обслуживания (ТО-1, ТО-2), с учетом корректировки.
2. Количество технических воздействий ТО-1, ТО-2, КР, сезонных обслуживаний (СО), ежедневных обслуживаний (ЕО).
3. Трудоемкость технических воздействий ЕО, ТО-1, ТО-2, текущего ремонта (ТР), общая трудоемкость работ по ТО и ТР.
Нормативные значения периодичности технических воздействий и их трудоемкости определяются согласно «Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». Нормы пробега и трудоемкость корректируется с помощью ряда поправочных коэффициентов, учитывающих:
- условия эксплуатации – К1;
- модификацию подвижного состава – К2;
- природно-климатические условия – К3;
- пробег с начала эксплуатации – К4;
- количество обслуживаемых и ремонтируемых на предприятии автомобилей и технологически совместимых групп подвижного состава – К5.
Пробег до капитального ремонта, км, определяется по формуле
,
где – нормативный пробег до капитального ремонта, км;
Ктехн – коэффициент, учитывающий техническое состояние парка подвижного состава;
Ктехн = У' + 0,8 У",
где У' – удельный вес автомобилей с пробегом с начала эксплуатации до первого капитального ремонта;
У" - удельный вес автомобилей с пробегом с начала эксплуатации после первого капитального ремонта.
Периодичность технических обслуживаний, км, определяется по формуле
,
где Li – скорректированное значение пробега до ТО-1 и ТО-2, км;
- нормативное значение пробега до ТО-1 и ТО-2, км.
Количество технических воздействий рассчитывается на основе данных о межремонтных пробегах и периодичности ТО.
Количество капитальных ремонтов определяется по формуле
Количество ТО-2
Количество ТО-1
Основным назначением сезонного обслуживания является подготовка автомобилей к работе в зимний и летний период и проводится два раза в год. Как правило, сезонное обслуживание совмещается с ТО-2 с соответствующим увеличением трудоемкости работ. Количество сезонных обслуживаний рассчитывают по формуле
.
Количество ежедневных обслуживаний определяется следующим образом:
Удельная трудоемкость ЕО, ТО-1 и ТО-2 определяется по формуле
,
где - нормативное значение удельной трудоемкости ЕО, ТО-1 или ТО-2, чел-ч.
Удельная трудоемкость текущего ремонта определяется следующим образом:
,
где - нормативная трудоемкость текущего ремонта, чел-ч./1000 км.
Значение коэффициента К 4 необходимо применять с учетом распределения автомобилей по интервалу пробега с начала эксплуатации:
,
где m – количество интервалов по пробегу;
К 4 j – значение коэффициента К 4 для j – го интервала;
Ассj – удельный вес автомобилей в j – м интервале пробега.
Затем определяем общую трудоемкость работ по ТО и ТР.
Трудоемкость работ ЕО, чел-ч.
ТЕО = t ЕО N ЕО.
Трудоемкость работ по ТО-1, чел-ч.
ТТО-1 = t ТО-1 N ТО-1.
Трудоемкость работ по ТО-2 с учетом сезонного обслуживания, чел-ч.
ТТО-2 = t ТО-2 N ТО-2 + К сез t ТО-2 N СО,
где К сез – коэффициент сезонного обслуживания (для Тюменской области равен 0,3).
|
|
Трудоемкость текущего ремонта, чел-ч.
ТТР = t ТР L общ/1000.
Общая трудоемкость работ по ТО и ТР определяется как сумма трудоемкости по отдельным видам технических воздействий:
ТТОиТР = ТЕО + ТТО-1 + ТТО-2 + ТТР.
В соответствии с планом ТО и ремонта рассчитывают численность ремонтных и вспомогательных рабочих и фонд их заработной платы.
Задача 1. Определить норму пробега до капитального ремонта, периодичность и трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта.
Исходные данные: списочное количество автомобилей КамАЗ-5320 – 300 ед.; автотранспортное предприятие расположено в районе холодного климата. Автомобили работают в условиях города (с населением более 100 тыс. жителей) на дорогах с асфальтобетонным покрытием.