Коммуникативная среда

Практически все, что окружает человека, что составляет его среду обитания является также и коммуникативной средой. При этом часть этой среды составляют предметы и явления, могущие быть использованными в коммуникативной функции, а часть – собственно средства коммуникации, для которых передача сообщений является их основным назначением. Сообщение почти никогда не отправляется ради сообщения как такового. Почему «почти», рассмотрим позднее. В абсолютном большинстве случаев цель сообщения – организовать действия получателя (или самого отправителя, как в случае размышления о своих действиях). Слово, по мысли М.М. Бахтина, – всегда поступок, поэтому можно говорить о сопряженности коммуникации и действия, точнее – о речедействии (термин Ю.В.Рождественского) [ 3 2].

В последнее время получил распространение термин дискурс, проблему которого приенительно к лингвистике мы уже кратко осветили. Термин дискурс в политологии, социологии, социолингвистике и теории коммуникации можно условно расшифровать с помощью формулы: «речь» + «действие». Поскольку действие и взаимодействие индивидов происходит в определенной коммуникативной среде, в определенной общественной сфере коммуникации, то говорят об институциональном дискурсе (политический дискурс, религиозный дискурс, педагогический дискурс, деловой дискурс, производственный дискурс и т.д.).

Коммуникация происходит в разных сферах. В некоторых из них (например, архитектура, музыка) довольно трудно разделить коммуникативный континуум на дискретные единицы. Э. Бенвенист, например, ставил вопрос следующим образом. Что будет являться единицей анализа картины, музыкального произведения – штрих или образ, звук или аккорд. У. Эко, считающий, что культура есть по преимуществу коммуникация, предложил собственный, интересный и глубокий анализ ряда коммуникативных сфер: кино, живописи, архитектуры, рекламы и других сфер. Глубокий анализ коммуникации в рекламной, торговой, политической сфере, в кино и фотографии можно найти в работах Ролана Барта.

Сферы коммуникации (деловая, производственная, научная,
политическая, международная и др.)

Сферы коммуникации привлекали внимание исследователей в различной степени. В. Кашкин выделяет следующие сферы коммуникации.

Достаточно традиционной считается сфера бытовой коммуникации (преимущественно межличностной). В эту сферу входят семейные отношения, то есть коммуникация детей с родителями, родителей с детьми, межличностная коммуникация в иных, достаточно ограниченных сферах. Которая имеет место каждый день.

Сфера производственной коммуникации в нашей стране была в поле зрения, в основном, в рамках инженерной психологии. В последнее же время ведутся разработки и в направлении коммуникационного менеджмента, и прикладной риторики. Стиль общения (речевого и невербального) руководителя с подчиненными, взаимодействие сотрудников в процессе работы, написание служебных документов и другие аспекты могут как улучшить работу предприятия, так и развалить ее. В сущности, работа отделов кадров в нашей стране должна включать решение подобных проблем. Сейчас же эти отделы, в отличие от соответствующих отделов в учреждениях западных стран, занимаются канцелярской, «бумажной» работой.

В связи с бурным развитием рыночных отношений из производственной выделилась сфера бизнес-коммуникации, или делового общения. Наличие достаточных средств в сфере бизнеса способствовало публикации учебной и справочной литературы по коммуникации и культуре общения, распространению коммуникативных знаний и приемов, пусть и в достаточно упрощенной форме. Сфера бизнес-коммуникации охватывает коммуникацию в организациях и между ними, то есть вопросы проведения собеседований, переговоров, презентаций, стилей руководства, улаживания конфликтов относятся именно к ней.

Весьма широко ведутся исследования в сфере политического дискурса. Наличие множества партий и политических организаций, течений и групп требует ориентации в политическом коммуникативном пространстве. К этой сфере относятся проведение дебатов, а также предвыборных и прочих кампаний.

Сфера научного дискурса также достаточно традиционный объект исследовательского интереса. В то же время, если прежде изучался, в основном, специфический язык научных публикаций, то теперь исследователей привлекают различные проблемы: от создания виртуального глобального научного сообщества (через интернет) до организации коммуникативных событий типа научных конференций и конгрессов. В ряде стран организация научной коммуникации стала предметом бизнеса.

Сфера образовательного дискурса также раскрывает новые грани в нашей стране в связи с дифференциацией образования, появлением рынка образовательных услуг, возникновением потребности в рекламе и «паблик рилейшнз» у образовательных учреждений. Набор в вуз, встречи с будущими студентами, профориентация, консультационные услуги, тестирование – вот ряд направлений коммуникации образовательных учреждений со своими потребителями.

Разговор преподавателя со студентом – сфера педагогического дискурса – также отдельная область рассмотрения.

Коммуникативные сферы шоу-бизнеса и спортивного бизнеса также достаточно молоды, хотя и имеют определенную предысторию в нашей стране. На западе же элементы public image звезд эстрады и героев спорта давно создаются профессионалами в области коммуникации и создания имиджа.

Сфера туристического бизнеса является весьма плодородной в смысле коммуникативных событий и сообщений. В ряде случаев она пересекается со сферой международной, межкультурной коммуникации.

Международная коммуникация осуществляется на различных уровнях как в виде официальной (традиционно), так и в виде народной (в последнее время) дипломатии. Существует обширная литература по особенностям межкультурного общения, дипломатическому этикету, дипломатическому протоколу.

Не так давно специалисты по теории коммуникации, лингвистике, психологии и другим общественным наукам «проникли» в медицинский и юридический дискурс. «Слово лечит» – эта общеизвестная истина приводит к размышлению, как именно это происходит и как работать со словом. Беседа врача и больного не должна протекать спонтанно, иначе возможны фатальные случайности. Так, в известной советской кинокомедии «Зайчик», больной, неверно поняв слова врача, решил, что ему осталось жить не больше месяца. Толкование законов также может сыграть судьбоносную роль в жизни человека или организации. Коммуникативная задача адвоката или прокурора на суде – выстроить такую цепочку доказательств, толкуя закон подчас противоположно тому, что там сказано, чтобы в конечном итоге достигнуть цели (осудить или оправдать обвиняемого).

Сфера религиозного дискурса обслуживает потребности коммуникации в церкви. Здесь также важна проблема понимания и интерпретации, недаром наука герменевтика (теория интерпретации) возникла именно вследствие необходимости толковать старые тексты Священного писания [32].

Функции коммуникации

Функции коммуникации зависят от целей коммуникации и определяются человеческими потребностями в целом.

Вне зависимости от средств и каналов коммуникации, люди передают сообщения для того, чтобы предупредить других людей (дорожные знаки или крик), информировать других людей (телетекст или газетная статья), объяснить что-либо (учебник или план эксперимента), развлечь (анекдот или художественный фильм), описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ), убедить кого-либо (плакат, лозунг). Чаще всего целей коммуникации бывает несколько (фильм может и развлекать, и информировать, и описывать, и предупреждать, и объяснять). Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека или группы людей. Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности. К таким потребностям могут относиться выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений с другими людьми, убеждение других действовать или думать каким-либо образом, осуществление власти над другими людьми (сюда относится и пропаганда), объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истинным), проявление творческой натуры [32].

Поступки, мысли, установки людей могут мотивироваться действием различных факторов, причем каждый человек по-разному реагирует на одни и те же обстоятельства Дело в том, что мотивирующими для каждого индивида выступают различные побуждения и потребности [35, с. 168].

Наиболее четко описал то, что является мотивационным для людей, американский психолог Абрахам Маслоу. Его иерархическая теория потребностей позволяет уяснить природу мотивации, а это в свою очередь дает возможность объяснить изменение установки. Согласно Маслоу, существует пятиуровневая иерархия потребностей.

1. К самому низкому уровню относятся физиологические потребности: пища, вода, дыхание, сон, физические движения, отдых и секс.

2. Второй уровень составляют экзистенциальные потребности: потребность в безопасности своего существования, в защите, комфорте, покое и стабильности условий жизнедеятельности.

3. Третий уровень составляют социальные потребности: привязанности, любовь и преданность, принадлежность к группе.

4. Четвертый уровень – потребности престижа: признание, доверие и лидерство, возможности, компетентность и влияние, разум и успех.

5. Высший уровень – потребности в самовыражении или, проще, потребность стать тем, кем способен стать. Самовыражение включает самореализацию и достижение целей благодаря творчеству

Эти пять уровней составляют основу мотивационных факторов любого человека или группы общественности [83].

Именно эти и подобные выводы ученых-психологов широко используются в политической работе для мотивации изменений установок людей.

Мы можем говорить о функциях коммуникации в целом (о ее роли в жизни и деятельности человека и общества), а также говорить и о функциях отдельных коммуникативных актов и коммуникативных событий

Функции коммуникации выделяются исследователями только в целях анализа. В реальном коммуникативном процессе, даже в одном, отдельно взятом коммуникативном акте могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых будут основными, определяющими. Исходя из того, какая из этих функций является доминирующей, можно построить классификацию коммуникативных актов.

Так Р.О. Якобсон, выделяя шесть функций языка (эмотивная, конативная, референтная, поэтическая, фатическая, метаязыковая) считал, что каждая из них связана с тем или иным участником или элементом коммуникации. Модель Якобсона применима как для анализа языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий.

Так, адресанту соответствует эмотивная функция, потому что он непосредственно выражает свое отношение к теме и ситуации. Внимание сосредоточено на адресате, к нему обращаются, привлекают внимание, поэтому ему соответствует конативная функция. Сообщению соответствует поэтическая функция, потому что фокус внимания расположен на самом сообщении и ради этого сообщения. Внимание в акте коммуникации сосредоточено на объекте, теме, содержании дискурса, поэтому контексту соответствует референтная функция. Контакт выполняет фатическую функцию, так как использует коммуникативную систему для начала, поддержания и окончания общения, фокусируется на контактном элементе ситуации. С кодом связана метаязыковая функция, потому что сосредоточение внимания на самом коде; теория языка и коммуникации представляют собой метаязык для описания коммуникативного процесса [32].

А.А. Леонтьев дополнительно выделяет также магическую, или заклинательную функцию, этническую (объединяющую народ) функцию, а также биологическую функцию (для коммуникации животных). Относительно магической функции следует заметить, что предположительно «магические», то есть ритуальные высказывания и были первыми, которые можно отнести именно к высказываниям, а не выкрикам.

К. Бюлер определяет функции языка следующим образом: 1) экспрессивная функция (выражение состояния говорящего), 2) аппелятивная функция (обращение к слушающему) и 3) репрезентативная функция (сообщение о предмете речи) Отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации [15].

Интересная модель языковых функций связана с именем австралийского лингвиста, автора ряда работ по функциональной грамматике, М.А.К. Хэллидея. Система Хэллидея содержит три макрофункции, в которые в процессе языкового развития индивида соединяются семь исходных дискретных (отдельных) функций в языковом поведении ребенка. Каждый акт взрослого, по мнению Хэллидея, обслуживает более чем одну функцию сразу. Три макрофункции в системе Хэллидея – это идеационная, межличностная и текстуальная. Идеационная близка традиционно выделяющейся когнитивной, но шире ее, включает ‘выражение опыта’, оценочные и аффективные аспекты. Межличностная функция включает в себя индексальную и регулятивную, выражая роль говорящего в речевой ситуации, его личные приверженности и взаимодействие с другими. Именно эта функция способствует установлению и поддержанию социальных отношений, посредством которых разграничиваются социальные группы, а индивид получает возможность взаимодействия и развития собственной личности. Текстуальная функция связана со структурированием речевых актов – выбором грамматически и ситуационно уместных предложений. Недаром именно Хэллидей называл функциональную грамматику грамматикой выбора. Модель Хэллидея позволяет описать ситуативно-обусловленное использование языка, в котором семантический компонент соотносится с социальным, с одной стороны, а с другой – с лингвистическим. По мнению Хэллидея, на входе семантика имеет социальное, а на выходе – лингвистическое. Семантика, таким образом – промежуточный, срединный уровень между социальным (ситуацией) и лингвистическим (текстом и языковыми средствами конкретного речевого акта) [32].

Можно сказать, что глобальная цель и функция коммуникации, общения – объединение людей в единых действиях, цель коммуникативного процесса не передача информации в одном направлении, а получение отзвука у получателя, не воздействие, а взаимодействие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: