Крушение надежд на мировую революцию привело к идее о необходимости строительства социализма в одной отдельно взятой стране. Важнейшие задачи второй половины 1920 – 1930-х гг.:
1) превращение страны из аграрной в индустриальную,
2) обеспечение экономической независимости и повышение обороноспособности.
В декабре 1925 г. XIV съезд ВКП(б) взял курс на индустриализацию (процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства). Началось форсированное развитие экономики.
Отличительные черты советской индустриализации:
- усиление роли государства в развитии экономики;
- преимущественное развитие тяжелой промышленности (группа «А»);
- введение пятилетних планов (пятилетки) (I-я – 1928-1932, II- я – 1933-1937, III- я– 1938-1942);
- создание новых отраслей промышленности (тракторная – заводыв Сталинграде, Челябинске; автомобильная – Московский (ЗиС) и Нижегородский(ГАЗ)заводы; химическая; авиационная);
- создание энергетической (ДнепроГЭС) и транспортной (Туркестано-Сибирская ж/д) базы;
Источники индустриализации:
- средстваот аграрного сектора, полученные в ходе коллективизации;
- перераспределениедоходов от других отраслей;
- монополия внешней торговли (продажа зерна, нефти, леса, золота и т.д.);
- внутренние денежные займы у населения;
- трудовой энтузиазм народа (ударничество с 1929 г., стахановское движение с 1935 г.);
- использование труда заключенных ГУЛАГа;
- командно-административные методы руководства.
Главный способ решения продовольственной проблемы и получения ресурсов для индустриализации - коллективизация сельского хозяйства:
- создание советских (совхозы) и коллективных (колхозы) хозяйств (после статьи Сталина «Год великого перелома» (1929) приобрело принудительный характер);
- политика «раскулачивания» (кулаков выселяли или арестовывали, имущество и землю отдавали колхозам);
- создание МТС (машинно-тракторных станций) для обслуживания колхозов.
1930 г. - начало сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса.
Результаты коллективизации (завершиласьк 1937 г.):
- полученные материальные и людские ресурсы позволили в основном завершить индустриализацию;
- изъятие части необходимой сельхозпродукции привело в 1932-1933 гг. к голоду в основных зерновых районах страны (Украина, Северный Кавказ, Поволжье) и росту народных выступлений;
- увеличение численности рабочего класса за счет массового ухода крестьян в город.
В годы первых пятилеток в сфере образования и культуры происходила культурная революция:
- ликвидация неграмотности среди рабочих и крестьян;
- создание единой общеобразовательной школы;
- формирование нового социального слоя - «социалистической интеллигенции»;
- создание техникумов и рабочих факультетов (рабфаки);
- развитие культурно-просветительских учреждений (заводские и сельские клубы, библиотеки, музеи и т.п.);
- политизация науки (гонения на генетику, контроль над гуманитарными дисциплинами);
- введение в искусстве единого художественного направления – «социалистический реализм».
Главные итоги социально-экономического развития СССР в 1920-30-е гг. стали:
- преодоление технико-экономической отсталости от ведущих мировых держав;
- создание промышленной базы, обеспечившей экономическую самостоятельность и обороноспособность;
- нарастание диспропорции между тяжелой и легкой промышленностью, промышленностью и с/х;
- формирование командно-административной системы управления экономикой.