- Соответствие принципам дидактики и концептуальным положениям реализуемой модели и технологии обучения.
- Соответствие целям и задачам.
- Ориентированность на особенности содержания учебного материала.
- Соответствие формам организации учебно-воспитательной деятельности, т.к. индивидуальные, групповые и коллективные формы требуют различных методов.
- Соответствие реальным возможностям учащихся.
- Соответствие реальным возможностям учителя.
Критерии выбора методов
Рациональное применение методов обучения зависит от знаний об условиях эффективности их применения.
Рассмотрим в качестве примера условия целесообразности применения методов различных по источникам подачи знаний.
Для этого ответим на 4 основных вопроса:
- При каком содержании материала рационально применять метод?
- При решении каких дидактических задач этот метод применяется наиболее успешно?
- При каких особенностях учащихся рационально применять метод?
- Какие возможности должен иметь учитель для использования данного метода?
|
|
Рациональное применение методов
Методы обучения | Особенности содержания | Дидактичес-кие задачи | Особенности учащихся | Возможно-сти учителя |
Словес- ные | Материал носит теоретико-информационный характер | Формирование теоретических знаний | Готовность к усвоению информации | Владение соответствующими методами |
Нагляд- ные | Материал может быть представлен в наглядном виде | Развитие наблюдательности, привлечение внимания к изучаемым вопросам | Доступность наглядных пособий или средств | Наличие необходимых пособий или возможность их изготовление |
Практи- ческие | Возможны опыты и практические упражнения | Развитие практических умений | Готовность к выполнению практ. заданий | Наличие пособий и дидакт. материалов |
В педагогической науке существует множество различных подходов к классификации методов.
Основные виды средств обучения и ИКТ, их применение в обучении математике младших школьников