Индивидуальные и демонстрационные наглядные пособия: виды и требования к ним

К демонстрационным пособиям относят:

1. Предметы окружающей обстановки.

2. Счётные приборы: классные счёты, абаки для изучения нумерации чисел.

3. Наглядные пособия: арифметический ящик, образцы метрических мер (их модели), циферблат часов, весы и гири, счётный материал (изображения и модели предметов окружающего мира, геометрических фигур; отдельные палочки и пучки палочек по 10 и 100 штук); полоски с кружками; числовые фигуры; разрезные числа и знаки; модели корзин, ваз, тарелок (для того, чтобы разнообразить задания); оборудование для проведения дидактических игр.

4. Таблицы

Выделяют четыре группы таблиц по их назначению (деление условное):

а) познавательные;

б) инструктивные;

в) тренировочные;

г) справочные.

Познавательные чаще всего используются при изучении нового материала (содержат новые сведения): таблица разрядов и классов; серия таблиц «Измерение длины», массы, площади и т.д.

Инструктивные дают указания:

- по выполнению арифметических действий;

- по формированию навыков написания цифр;

- по решению задач и др.

Тренировочные предназначены для проведения многократных упражнений с целью формирования вычислительных навыков или навыков счёта.

Справочные содержат материал, который часто бывает нужен учащимся при решении примеров и задач: таблицы сложения и умножения, таблицы метрических мер, мер времени и др.

К индивидуальным пособиям для учащихся относят:

- в первом классе: счётные палочки; индивидуальная счётная касса; коробка (конверт) с раздаточным материалом, набором геометрических фигур, моделей монет и т.д.

- во 2-4 классах: наборы перфокарт.

К средствам обратной связи относят: сигнальные карточки; книжки считалки; числовые абаки, веера.

Требования, предъявляемые к изготовлению и использованию средств наглядности:

1. Научность содержания (точное отображение объектов и явлений реального мира).

2. Соответствие учебной программе.

3. Соответствие возрастным особенностям.

4. Хорошая видимость на расстоянии, аккуратность выполнения, удобство пользования.

5. Сочетание предметно-образной наглядности и слова учителя.

6. Соблюдение меры в применении наглядности.

Содержание, построение и оформление стабильных учебников математики для начальной школы

Учебник – основной элемент в оснащении учебного процесса.

Основания для анализа учебников: содержание; построение; оформление.

В содержание учебника входят только те вопросы, которые предусмотрены программой. Учебник содержит систему заданий, обеспечивающих как усвоение включённых в программу вопросов теории, так и формирование умений и навыков.

Анализируя построение учебника, выделяют:

- как отмечаются границы урока, какие упражнения предусмотрены в рамках одного урока (подготовительные, для изучения нового, для закрепления);

- какой материал содержат форзацы учебника;

- где располагаются названия тем и разделов;

- чем завершается каждый раздел (есть ли система упражнений для закрепления или нет);

- в какой последовательности располагается материал (с нарастанием сложности).

Оформление учебника позволяет учащимся быстро ориентироваться в материале, усваивать его. Учителю помогает определить методы, методические приёмы, целесообразные для данного урока.

Учебники 1 класса насыщены иллюстрациями и красочными рисунками, во 2 – 4 классах их меньше, они более абстрактные, схематичные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: