К демонстрационным пособиям относят:
1. Предметы окружающей обстановки.
2. Счётные приборы: классные счёты, абаки для изучения нумерации чисел.
3. Наглядные пособия: арифметический ящик, образцы метрических мер (их модели), циферблат часов, весы и гири, счётный материал (изображения и модели предметов окружающего мира, геометрических фигур; отдельные палочки и пучки палочек по 10 и 100 штук); полоски с кружками; числовые фигуры; разрезные числа и знаки; модели корзин, ваз, тарелок (для того, чтобы разнообразить задания); оборудование для проведения дидактических игр.
4. Таблицы
Выделяют четыре группы таблиц по их назначению (деление условное):
а) познавательные;
б) инструктивные;
в) тренировочные;
г) справочные.
Познавательные чаще всего используются при изучении нового материала (содержат новые сведения): таблица разрядов и классов; серия таблиц «Измерение длины», массы, площади и т.д.
Инструктивные дают указания:
- по выполнению арифметических действий;
- по формированию навыков написания цифр;
- по решению задач и др.
Тренировочные предназначены для проведения многократных упражнений с целью формирования вычислительных навыков или навыков счёта.
Справочные содержат материал, который часто бывает нужен учащимся при решении примеров и задач: таблицы сложения и умножения, таблицы метрических мер, мер времени и др.
К индивидуальным пособиям для учащихся относят:
- в первом классе: счётные палочки; индивидуальная счётная касса; коробка (конверт) с раздаточным материалом, набором геометрических фигур, моделей монет и т.д.
- во 2-4 классах: наборы перфокарт.
К средствам обратной связи относят: сигнальные карточки; книжки считалки; числовые абаки, веера.
Требования, предъявляемые к изготовлению и использованию средств наглядности:
1. Научность содержания (точное отображение объектов и явлений реального мира).
2. Соответствие учебной программе.
3. Соответствие возрастным особенностям.
4. Хорошая видимость на расстоянии, аккуратность выполнения, удобство пользования.
5. Сочетание предметно-образной наглядности и слова учителя.
6. Соблюдение меры в применении наглядности.
Содержание, построение и оформление стабильных учебников математики для начальной школы
Учебник – основной элемент в оснащении учебного процесса.
Основания для анализа учебников: содержание; построение; оформление.
В содержание учебника входят только те вопросы, которые предусмотрены программой. Учебник содержит систему заданий, обеспечивающих как усвоение включённых в программу вопросов теории, так и формирование умений и навыков.
Анализируя построение учебника, выделяют:
- как отмечаются границы урока, какие упражнения предусмотрены в рамках одного урока (подготовительные, для изучения нового, для закрепления);
- какой материал содержат форзацы учебника;
- где располагаются названия тем и разделов;
- чем завершается каждый раздел (есть ли система упражнений для закрепления или нет);
- в какой последовательности располагается материал (с нарастанием сложности).
Оформление учебника позволяет учащимся быстро ориентироваться в материале, усваивать его. Учителю помогает определить методы, методические приёмы, целесообразные для данного урока.
Учебники 1 класса насыщены иллюстрациями и красочными рисунками, во 2 – 4 классах их меньше, они более абстрактные, схематичные.