Формирование и развитие трудового права

Цель лекции: формирование знаний об особенностях эволюции, основных этапах развития трудового права России, становлении трудового законодательства в XIX–начале XXI вв. и тенденциях его дальнейшего развития.

 

План

1. Правовое регулирование трудовых отношений в Российской империи.

2. Эволюция советского трудового права.

3. Основные тенденции развития трудового права в Российской Федерации.

 

Основные понятия: трудовое законодательство; источники трудового права; институт фабричного права; фабричное законодательство; режим рабочего времени; договор найма; законодательство об ограничении рабочего времени и нормировании труда; охрана труда; страхование рабочих; фабричная инспекция; трудовая инспекция; присутствие по трудовым делам.

 

Правовое регулирование трудовых отношений

В Российской империи

 

Трудовое право как всякая самостоятельная отрасль современного российского права имеет свою специфическую сферу регулирования. Это общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда. Трудовое право призвано регулировать не технологию процесса труда, а социальные связи по его организации и применению, ибо предметом трудового права является не сам труд, отношение между людьми при участии их в трудовом процессе

Субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель (организация, собственник-предприниматель и др.), которые свои отношения строят, как правило, на договорной (контрактной) основе и на возмездных началах. За свой труд работники получают либо заработную плату по заранее установленным нормам (тарифам), либо часть дохода организации.

Система отрасли трудового права включает в себя такие институты, как трудоустройство; социальное партнерство; трудовой договор; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; рабочее время и время отдыха; нормирование труда; оплата, дисциплина труда; материальная ответственность; охрана труда; надзор и контроль за охраной труда и соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав граждан, а также разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности начало складываться еще в рамках отечественного средневекового права, при натуральном хозяйстве, на основе зависимых форм труда, в отсутствии его свободного рынка.

Так, Русская Правда – памятник средневекового права (XI-начало XII вв.) содержит, упоминание о договоре личного найма. На первом этапе развития отечественного средневековья, наемный труд существовал лишь в виде исключения, побочного подсобного занятия. Краткая правда сообщает лишь о плате мостникам за ремонт моста и лекарю за лечение ран. Более поздние списки Русской правды содержат упоминание о плате портному. Постепенно к концу XII–началу XIII вв. возникает специальное название для наемного работника – наймит, положение которого по мере оформления крепостного права приближалось к положению зависимых людей. Определяя порядок поступления в услужение, законодатель устанавливал два вида холопства: кабальное и полное, что нашло отражение в Судебниках 1497 г. и 1550 г. При кабальном холопстве нанявшийся был обязан отработать выданные ему денежные средства. Если работник в течение шести месяцев отрабатывал кабалу, он выходил из состояния холопства. В противном случае он поступал в холопство до смерти хозяина.

Соборное уложение 1649 г., принятое на этапе вступления России в цивилизацию Нового времени заключало в себе в основном нормы средневекового право. Закон предусматривал возможность личного найма, осуществляющегося для охраны имущества, обработки земли, каких-либо хозяйственных работ. При этом крестьяне могли свободно поступать в наем без оформления крепостей, что способствовало развитию хозяйственных отношений в сельской местности. Вступление России в современную цивилизацию, развитие товарно-денежных отношений, мануфактурного производства, особенно в период преобразований первой четверти XVIII в. потребовало обеспечения возникавших предприятий достаточным количеством рабочих рук. Однако, юридические акты, принятые в это время решали эту задачу с помощью методов, присущих средневековью: прикрепление к фабрикам крепостных крестьян; препровождение на заводы, рудники бродяг, нищих, преступников; установление максимального размера заработной платы и минимальной продолжительности рабочего времени.

Нормативные правовые акты, касающиеся сферы трудовых правоотношений создавались, прежде всего, по финансовым и полицейским, а не социальным соображениям. Эти нормы имели строго централизованный или публично-правовой характер.

Первым нормативным документом, непосредственно регулирующим отношения в сфере труда в Российской империи, стало Положение от 24 мая 1835 г. «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму». Оно определило некоторые правовые аспекты приема на работу (право принимать представителей податных сословий при наличие паспорта), порядок заключения договора (который мог заключаться хозяевами предприятий как в устной, так и в письменной форме), продолжительность и условия действия контракта (на срок не свыше действия паспорта, при этом, до истечения срока договора работник был не вправе требовать повышения размеров заработной платы). Документ обязывал работодателя издавать правила внутреннего трудового распорядка, а также вести особые книги для записи расчетов с рабочими.

Еще одним актом, изданным в первой половине XIX в., было Положение от 7 августа 1845 г. «О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста», регулирующее трудовую деятельность этой специфической возрастной категории работников. Однако, как и первый документ, данное Положение не предусматривало никаких санкций за нарушение его норм.

Отмена крепостного права и другие реформы 1860-х гг. создали условия для развития России по современному, индустриальному пути, дали мощный толчок созданию крупного машинного производства, основанного на использовании наемной рабочей силы. Начинает формироваться свободный рынок труда.

Новый этапразвития отечественного трудового законодательства связан с созданием и деятельностью комиссий по разработке проекта трудового законодательства. Эти межведомственные органы внимательнейшим образом изучали зарубежный опыт, уделяя особое внимание флагману индустриального развития - Англии. Фабрично-трудовое законодательство сформировалось в России в достаточно короткие сроки. В течение двадцати одного года (1882-1903 гг.) было принято девять главных законов, составивших костяк будущего трудового права. Особое внимание было уделено регулированию труда несовершеннолетних и женщин. Это «Правила о работе малолетних на заводах, фабриках и мануфактурах», утвержденные 1 июня 1882 г. СогласноданнымПравиламмалолетние 12-15 лет не должны были работать боле 8 часов в сутки и 4 часа подряд. Для них запрещалась ночная работа между 9-ю часами вечера и 5 часами утра, и работа в воскресные и праздничные дни.

Учреждалась специальная фабричная инспекция численностью в 20 человек, находившаяся в ведении министра финансов и призванная наблюдать за исполнением правил и запретов, установленных в данном Законе. Инспекторы получили право составлять при участии полиции протоколы о нарушениях законодательных норм и передавать их в суд, поддерживать там обвинение против нарушителей. За нарушение владельцами или руководством фабрик правил, касавшихся труда малолетних, была установлена ответственность в виде ареста или штрафа.

Закон от 12 июня 1884 г. «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах» рекомендовал их владельцам открывать при своих предприятиях школы, порядок посещения и программы преподавания в которых должны были определяться директорами народных училищ по согласованию с фабричной инспекцией.

3 июня 1885 г. был издан Закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах». 1 октября того же года в данный Закон были внесены изменения на основании которых запрещалась работа в ночное время на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках подросткам до 17 лет и женщинам. По своему содержанию это был весьма прогрессивный Закон. Несмотря на то, что в нем упоминались только текстильные предприятия, министру финансов было предоставлено право, распространить действие закона на отрасли промышленности, в самом законе не упомянутые.

Таким образом, первоначально отечественный законодатель обратил внимание на регулирование труда лишь определенных категорий работников (женщин и несовершеннолетних), нормативных актов, регламентировавших отношения предпринимателей и рабочих в целом в российском законодательстве не существовало.

Отсутствие единого законодательства, регулировавшего взаимоотношения работников и работодателя давало простор произволу, что приводило на отдельных предприятиях к крупным беспорядкам, потребовавшим вмешательства военной силы. Вследствие этого 3 июня 1886 г. был издан закон «Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции», устанавливающий правила найма и увольнения рабочих. Договор найма заключался путем выдачи работнику расчетной книжки, в которой отражались основные условия найма рабочей силы. Данный Закон резко ограничивал основания прекращения трудовых отношений. Такими основаниями могли быть дерзость, дурное поведение и болезнь работника. В соответствии со ст. 10 Закона при найме на определенный срок, каждая из договаривающихся сторон могла отказаться от договора, предупредив другую сторону о своем намерении за две недели. Стачка, подстрекание к ней, а равно самовольный отказ от работы запрещались под страхом тюремного ареста. Работник, не получивший в течение месяца заработную плату, имел право в соответствии со ст. 13 Закона требовать в судебном порядке расторжения заключенного с ним договора. Если при рассмотрении жалобы работника суд устанавливал, что действительно имела место задержка заработной платы, то работнику присуждалось дополнительное вознаграждение в размере его двухмесячного заработка. Закон запрещал расплачиваться с рабочими условными знаками, хлебом, товаром и иными предметами, а также брать с рабочих проценты за деньги, выданные им в долг. Запрещалось взимать с рабочих плату за врачебную помощь, освещение мастерских и использование орудий производства. Упорядочивалась деятельность продовольственных лавок для снабжения рабочих важнейшими продуктами, фабричная инспекция утверждала ассортимент и расценки товаров. Штрафы с рабочих разрешалось взыскивать только «за неисправную работу», «за прогул» и «за нарушение порядка», устанавливались максимальные размеры штрафов. Общая сумма штрафов к расчету не могла превышать трети заработка рабочего. Перевод штрафных денег в прибыль запрещался, составлялся особый штрафной капитал, который можно было расходовать только на пособия рабочим.

Таким образом, Законом от 3 июня 1886 г был очерчен самостоятельный предмет правового регулирования российского трудового права. Это отношения по найму рабочей силы и использованию ее в процессе труда. В трудовом праве Российской империи стал доминировать договорный способ определения условий труда, вмешательство государство в регулирование труда сводилось к минимуму.

В 1890-е гг. в. происходят структурные изменения в деятельности фабричных инспекций. Первоначально присутствия по трудовым законодательным делам были образованы в наиболее развитых в промышленном отношении губерниях – Санкт-Петербургской, Московской и Владимирской. Затем на основании Закона «О преобразовании фабричных инспекций и должностей губернских механиков и о распространении действия правил о надзоре за заведениями фабрично-заводской промышленности и о взаимный отношениях фабрикантов и рабочих» от 14 марта 1894 г. они были распространены на все остальные губернии Российской империи.

2 июня 1897 г. принимается Закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности». Этим документом было введено ограничение времени рабочего дня. Дневной труд каждого отдельного рабочего во все дни недели, кроме субботы ограничивался 11,5 часами, в субботу – 10 часами. Ночной период времени определялся от 9 часов вечера до 5 часов утра при односменной работе, и от 10 часов вечера до 4 часов утра при работе двумя и более сменами. Закон запрещал работу в воскресные дни и большие праздники. Только по специальному «взаимному соглашению» работники могли выходить на работу в воскресные дни, взамен им предоставлялся любой будничный день, а неправославные работники могли выходить на работу в дни христианских праздников, взамен своих праздников. Вместе с тем, сверх установленного этим законом рабочего времени можно было вводить еще и сверхурочные работы по особому договору. Однако, серьезным недостатком данного нормативного правового акта было отсутствие четкого механизма реализации заложенных в нем правовых норм, не устанавливалось контроля за использованием сверхурочных работ, не было дано четкого определения ответственности работодателя за нарушение Закона.

В начале XX в. область правового регулирования трудовых отношений постепенно расширяется. Важнейшими законодательными актами этого периода являются «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» от 2 июня 1903 г. и пакет из четырех законов о страховании рабочих на случай болезни или несчастного случая, принятый 23 июня 1912 г. Довольно активно трудовое законодательство развивалось в условиях начавшейся Великой российской революции (1905-1922 гг.), ибо одной из ее задач являлось достижение баланса между капиталистической и социалистической тенденциями современной цивилизации. Последняя представляет собой социальную защищенность трудящихся, что во многом обеспечивается нормами трудового права.

Происходит систематизация трудового законодательства, в рамках Свода законов Российской империи. В редакции Свода 1913 г. законоположения, относившиеся к регулированию труда работников, были выделены из различных уставов и объединены в отдельный акт, получивший название Устав о промышленном труде. Устав, содержащий 597 статей, состоял из четырех разделов, подразделенных на главы. Первый раздел был посвящен надзору за промышленными предприятиями. Раздел второй регламентировал условия труда на оных. Третий раздел рассматривал вопросы о взысканиях за нарушение постановлений о промышленном труде. Заключительный раздел Устава регулировал возмещение вреда, причиненного рабочим и служащим увечьями, связанными с исполнением трудовых обязанностей. Выделение Устава в Своде законов российской империи в 1913 г. было первым шагом на пути превращения отечественного трудового права в самостоятельную отрасль, имеющую собственный систематизированный источник правового регулирования, специфический и отличный от других отраслей юридический инструментарий. Такого свода действующего трудового законодательства в то время не было ни в одной другой стране мира.

На втором этапе Великой российской революции (формирование республиканской формы правления) с февраля по октябрь 1917 г. Временное правительство пыталось совершенствовать законодательство о труде. Объективно это была попытка сбалансировать развитие тенденций современной цивилизации (капиталистической – свободная конкуренция между различными формами собственности и социалистической – защита интересов трудящихся). В составе Временного правительства было образовано Министерство труда, открыт широкий простор для создания профсоюзов, прочих рабочих организаций, призванных регулировать отношения предпринимателей с рабочими и защищать их интересы. Разрабатывались законопроекты в сфере труда: о трудовом договоре, о стачках, о расчетных книжках.

Таким образом, регулирование трудовых правоотношений в Российской империи в XIX–начала XX вв. эволюционировало от применения административных (полицейских) методов к преобладанию договорного способа определений условий труда и выделению трудового права как самостоятельной отрасли.

 

 

2. Эволюция советского трудового права

 

С установлением советской власти в октябре 1917 г. в условиях третьего этапа Великой Российской революции (октябрь 1917-1922 г.) начался новый этап развития отечественного трудового права. Отныне Россия провозглашалась Республикой Труда. Профсоюзы должны были стать партнером власти и отвечать за политику в области стимулирования труда путем заключения коллективным договоров между администрацией и рабочими организациями.

Одним из первых актов нового Правительства стал Декрет Совета Народных комиссаров РСФСР от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне», которым было установлено понятие рабочего времени (время в течение которого, согласно договору найма, рабочий обязан был находиться на предприятии для исполнения работ). Нормальное рабочее время не должно было превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю. Декрет не женщины и несовершеннолетние к сверхурочным работам. Виновные в нарушении настоящего закона карались по суду лишением свободы на срок до одного года.

В принятой III-м Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа была введена всеобщая трудовая повинность, что было подтверждено в первой Конституции РСФСР. Труд был объявлен обязанностью всех граждан республики и был провозглашен лозунг: «Не трудящийся да не ест» (ст. 18). Трудовая повинность как мера принуждения к труду распространяясь сначала на «эксплуататоров», а затем на другие слои населения, в том числе и на самих рабочих.

Первым советским кодифицированным актом в сфере труда стал Кодекс законов о труде РСФСР, принятый 10 декабря 1918 г. Действие Кодекса распространялось на всех лиц, работающих за вознаграждение. Все действующие и вновь издаваемые постановления по вопросам труда, а также отдельные договоры и соглашения могли применяться лишь постольку, поскольку они не противоречили Кодексу.

Первый и второй разделы КЗоТа 1918 г. посвящены трудовой повинности и праву применения труда. Право на труд обеспечивалось отделами распределения рабочей силы, профессиональными союзами и всеми учреждениями Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Помимо права на труд Кодекс устанавливал трудовую повинность для всех трудоспособных граждан советского государства. Исключение составляли малолетние, старики и нетрудоспособные (инвалиды, больные и т.д.). Для лиц, не занятых общественно-полезным трудом, Кодекс устанавливал трудовую повинность в форме принудительного привлечения их местными советами депутатов к выполнению общественных работ. Третий раздел КЗоТа регулировал порядок предоставления работы. Для этой цели создавались Отделы распределения рабочей силы, наделенные обширными полномочиями. Четвертый и пятый разделы КЗоТа утверждали порядок предварительного испытания, перевода и увольнения трудящихся. В шестом разделе Кодекса регламентировалась продолжительность рабочего времени. По КЗоТу рабочее время устанавливалось продолжительностью не более восьми дневных или семи ночных часов. Разделы восьмой и девятый КЗоТа были посвящены обеспечению надлежащей производительности труда и охране труда. Устанавливались норм выработки для каждого работника, а также правила внутреннего распорядка на предприятиях. Надзор за соблюдением трудового законодательства в соответствии со ст. 128 Кодекса осуществляла инспекция труда, состоявшая в ведении Народного комиссариата труда и его местных органов. Инспекторы труда избирались соответствующими советами профессиональных союзов. При этом они наделялись правом привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства. В качестве приложений к КЗоТу 1918 г. выступал ряд нормативных правовых актов правил: о порядке установления нетрудоспособности, о выдаче пособий трудящимся во время болезни, о безработных и о выдаче им пособий, о трудовых книжках, еженедельном отдыхе и праздничных днях.

В условиях гражданской войны при осуществлении политики военного коммунизма мобилизация трудовых ресурсов приобрела особое значение. С начала 1920 г. стали формироваться трудовые армии из мобилизованных на трудовой фронт для работы в различных отраслях народного хозяйства. Руководство данными формированиями осуществлял специально созданный орган – Главкомтруд.

В процессе перехода к новой экономической политике происходит существенная перестройка советского трудового законодательства. Декретом от 3 ноября 1921 г. все рабочие и служащие государственных предприятий, учреждений и хозяйств были освобождены от всех видов периодического привлечения к массовым трудовым повинностям. Основной организационно-правовой формой привлечения к труду рабочих и служащих вновь стал трудовой договор. В 1921 г. был ликвидирован Главкомтруд и его местные органы, расформированы трудовые армии

По Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 13 апреля 1922 г издание нормативных актов, регулирующих труд и охрану труда, было возложено на Народный комиссариат труда. Повышение роли профсоюзов фиксировалось в постановлении СНК РСФСР от 23 августа 1922 г. «О коллективных договорах», в котором было дано определение коллективного договора, как добровольного соглашения профессиональных союзов с работодателями. Документ также устанавливал порядок заключения коллективных договоров, нарушение которого могло повлечь уголовную ответственность нанимателя (ст. 133 УК РСФСР 1922 г.).

В 1922 г. был принят и введен в действие новый Кодекс законов о труде РСФСР, который закреплял, углублял и расширял достижения в области трудового права первого КЗоТа 1918 г.

Кодекс сформулировал основные институты советского трудового права, нашедшие отражение в соответствующих его разделах: о найме, о коллективном договоре, о трудовом договоре, о правилах внутреннего распорядка, о нормах выработки, вознаграждения за труд, гарантии и компенсации, рабочее время, время отдыха, об ученичестве, охрана труда, о профессиональных союзах, об органах по разрешению конфликтов и рассмотрению дел по нарушению законов о труде, о социальном страховании.

Две главы КЗоТа были посвящены договорному регулированию трудовых отношений, чего мы не видим в КЗоТе 1918 г. Новация Кодекса заключается в признании договорного соглашения – индивидуального трудового договора. Ст. 27 утверждала, что «трудовой договор есть соглашение двух и более лиц, по которому одна сторона (нанимающийся) предоставляла свою рабочую силу другой стороне (нанимателю) за вознаграждение». Условия трудового договора должны были определяться сторонами. При заключении трудового договора обязательно должна была выдаваться расчетная книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор заключался на срок менее одной недели). Трудовые договоры могли заключаться на определенный срок – не свыше одного года, на срок неопределенный, а также на время выполнения какой-либо работы. В соответствии со ст. 44. трудовой договор прекращался соглашением сторон, истечением срока договора, окончанием установленной работы, по заявлению сторон.

Большое внимание в КЗоТе 1922 г. уделено регулированию продолжительности рабочего времени и отдыха трудящихся. Закон подтверждал восьмичасовой рабочий день. Шестичасовой день был у подростков 16–18 лет, у лиц, занятых на подземных работах, а также «у лиц, занятых умственным и конторским трудом, за исключением тех, работа коих связана непосредственно с производством». Допускался сокращенный день в отраслях особо вредного и опасного для здоровья производства. Ночное время по новому трудовому законодательству определялось с 10 часов вечера до 6 часов утра. Всем трудящимся предоставлялся еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов. Раз в году — очередной отпуск не менее двух недель. Для рабочих особо вредных производств — дополнительные отпуска составляли не менее двух недель. Причем запрещалось заменять отпуск денежной компенсацией.

Однако уже во второй половине 1920-1930 гг. в условиях становления и утверждения тоталитарного государственного режима и административно-командной системы управления в регулирование трудовых отношений все большую роль играли нормы публичного права в ущерб частного. Регулирование укрепления «социалистической трудовой дисциплины» и воспитание «социалистического отношения к труду» осуществляется публичноправовыми методами административного права. За нарушение трудовой дисциплины администрации государственных предприятий разрешалось самостоятельно налагать на работников взыскания, предусмотренные табелью взысканий. Устанавливалась дисциплинарная ответственность за попустительство нарушителям трудовой дисциплины вплоть до смещения с должности. Этим вопросам были посвящены - Обращение ЦК ВКП (б) (апрель 1926 г.), постановление Совета труда и обороны СССР (май 1926 г.), постановление СНК СССР (сентябрь 1926 г.), декрет (август 1926 г.), постановления СНК СССР (март и июль 1929 г.).

Происходит и вытеснение договорного способа регулирования трудовых отношений. 20 октября 1930 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «О мероприятиях по плановому обеспечению народного хозяйства рабочей силой и борьбе с текучестью». Постановление содержало целый ряд новаций. Так, например, предлагалось вместо регистрации «несуществующей» безработицы проводить регистрацию как бывших, так и новых работников для предоставления им работы. В целях сохранения кадров квалифицированных рабочих на производстве было предложено воздержаться в течение двух лет от выдвижения рабочих «от станка» во всякого рода управленческие аппараты. Осуществляя борьбу с «текучестью» рабочих и технического персонала, было рекомендовано поощрять постоянный рабочий состав и производить чистку промпредприятий от чуждых элементов.

Действие энтузиазмического фактора тоталитарного государственного режима влекло к законодательному закреплению льгот за ударниками, активными участниками социалистического соревнования, заключавшихся в улучшении материально-бытовых условий (преимущественное снабжение ударников, первоочередное направление их в дома отдыха и санатории, предоставление им жилой площади из жилищного фонда предприятия и т.п.), получении ударниками различных видов страховой помощи на более льготных условиях. Шире стали применяться поощрительные формы оплаты труда (различные системы премирования, прогрессивная сдельщина), стимулировавшие рост ударничества.

В 1930 г. СНК СССР ставит задачу подготовки общесоюзного Кодекса законов о труде, объясняя это наступлением новых производственных условий. Однако на практике в регулировании трудовых отношений не используется трудовое право. Например, постановление СНК СССР от 15 ноября 1932 г. предусматривало за прогул: немедленное увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с занимаемой жилплощади, а с 1933г. – исключение из жилищного кооператива.

Конституция СССР 1936 г. провозгласило право работника самостоятельно выбирать себе работу и увольняться по своему желанию. В конце 1930-х гг. государство поставило задачу за короткий срок наладить оборонную промышленность, выпуск новых видов вооружения, осуществить новый резкий подъем всего народного хозяйства. Решение этой задачи затруднялось в связи с хроническим дефицит в рабочей силе. Поэтому в 1938-1940 гг. был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности общественного производства, за счет интенсификации труда каждого работника и укрепление трудовой дисциплины. Так, например, в середине 1940 г. продолжительность рабочего дня повсеместно увеличилась на один час. Был уменьшен список предприятий с сокращенным рабочим днем. Лица в возрасте от 16 лет обязывались работать полный рабочий день. Также было сокращено число праздничных дней. Кроме того, с 1940 г. работникам запрещалось увольнение по собственному желанию, а инженеры, мастера, квалифицированные рабочие и т.д., могли переводиться с одного на другое предприятие (другой регион) без их согласия.

Борьба с прогулами и опозданиями на работу в этот период достигла особой остроты. Под прогулом стало подразумеваться не только отсутствие на работе в течение дня (КЗоТ 1922 г.), а отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 20 минут. С июня 1940 г. за прогул устанавливается уголовная ответственность.

В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. происходят дальнейшие существенные изменения в регулировании трудовых отношений. Так, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» от 26 июня 1941 г. увеличиваются сверхурочные работы на предприятиях (учреждениях) на один – три часа ежедневно. Были отменены очередные и дополнительные отпуска, которые заменялись денежными компенсациями.

Осуществлялось возвращение к мобилизационному способу обеспечения предприятий трудовыми ресурсами. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. проводилась мобилизация для обеспечения бесперебойной работы предприятий военной промышленности. Также трудовые мобилизации использовались и в сельском хозяйстве (Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 г.).

В послевоенные годы постепенно отменяются нормы, регулировавшие трудовые отношения в чрезвычайных условиях военного времени. Так, в июне 1945 г. были восстановлены очередные и дополнительные отпуска, отменены обязательные сверхурочные работы и трудовая мобилизация, вновь вводится восьмичасовой рабочий день и др. Однако, до 1956 г. сохранялась уголовная ответственность за прогулы и самовольный уход с работы.

В период «оттепели» (1955-1965 гг.) начинается либерализация советского трудового права. Чрезвычайные законы военного времени были признаны утратившими силу, и осужденные по ним лица были освобождены от отбывания наказания, возбужденные уголовные дела прекращены, а судимости сняты. Действенные меры были предприняты по дальнейшему сокращению продолжительности рабочего дня, увеличению продолжительности отпусков по беременности и родам, повышению заработной платы низкооплачиваемым рабочим и служащим.

Советское государство предоставляло новые, демократические права работникам и устанавливало гарантии их реализации. К таковым относится право работников предприятий и учреждений вести трудовые споры с администрацией по вопросам применения трудового законодательства, согласно положению Президиума Верховного Совета СССР (31 января 1957 г.). На всех предприятиях, в организациях, учреждениях должны были создаваться комиссии по трудовым спорам, решения которых могли обжаловаться в фабрично-заводском, местном комитете профсоюза, а постановления последнего в народном суде. Вновь были расширены права профсоюзных организаций в защите и охране трудовых прав работников.

Следующим этапом развития советского трудового права стало принятие Верховным Советом СССР 15 июля 1970 г., Закона «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде». Это был первый в советской истории общесоюзный закон о труде кодификационного характера, объединивший все основные нормы, регулировавшие труд рабочих и служащих. Основы законодательства о труде СССР, вступившие в силу с 1 января 1971 г., сформировали фундамент для всей системы советского трудового законодательства, обеспечивали его единство в масштабах СССР и в значительной мере определили дальнейшее развитие трудового права.

Основы законодательства о труде внесли в действовавшее законодательство немало новаций. Это относилось ко многим институтам трудового права, например, к трудовому договору. Например, запрещался необоснованный отказ в приеме на работу (ст. 9); ограничивались права администрации при временном переводе работников на другую работу в случае производственной необходимости (ст. 14); увеличивалась материальная ответственность должностных лиц, виновных в незаконном увольнении работников или незаконном переводе их на другую работу (ст. 93) и др. Вместе с тем отдельные положения, введенные Основами, как показал последующий опыт, оказались неудачными. К ним, например, относится отмена предупреждения работников при увольнении по инициативе администрации.

Основы законодательства о труде СССР явились правовой базой для принятия в 1971-1973 гг. кодексов законов о труде в союзных республиках, которые не только воспроизвели Основы, но по многим вопросам дополнили, конкретизировали и детализировали их. Новый КЗоТ РСФСРбыл принят на сессии Верховного Совета РСФСР 9 декабря 1971 г. и введен в действие с 1 апреля 1972 г. Количество глав в Кодексе было увеличено с 15 до 18, а число статей — со 107 до 256. В числе дополнений - нормы, относящиеся к работникам, работающим в районах Крайнего Севера, что отражает специфику РСФСР, отличавшую ее от других союзных республик.

Кодекс законов о труде РСФСР 1971 г. в течение трех десятилетий, с многочисленными поправками и дополнениями, действовал в России как основной законодательный акт, регулирующий трудовые отношения. В соответствии с Кодексом были приняты Постановление Президиума ВЦСПС и Госкомтруда о порядке заключения коллективных договоров (1971 г.), Типовые правила внутреннего трудового распорядка (1972 г.), Положение о постоянно действующем производственном совещании (1973 г.), Положение о порядке рассмотрения трудовых споров (1974 г.), Положение о правовой инспекции труда (1976 г.).

Существенным в развитии трудового права было принятие в июле 1983 г. Закона о трудовых коллективах, в котором закреплялось усиление роли трудовых коллективов при регулировании различных сфер трудовых отношений.

Таким образом, основным достижением советского трудового права является систематизация и кодификация трудового законодательства, как на республиканском, так и на общесоюзном уровнях. Особенностью советского периода развития регулирования трудовых отношений является специфическое отношение к труду, который рассматривался ни сколько как право советского гражданина, а как его обязанность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: