Большая часть историков права склонна считать, что Литовско-Русское государство по форме государственного устройства приближалось к федерации Некоторые исследователи видели в нем государство государств — такую форму государственного объединения, когда зависимые страны имеют широкую автономию во внутренних делах, но должны предоставлять в распоряжение протектора войско и платить дань, то есть что-то среднее между конфедерацией и протекторатом. Следует отметить, что обе формы государственного устройства имели место, но каждая — на определенном историческом этапе.
До той поры, пока великий князь Витовт в первой половине XV в. не устранил удельных князей и не посадил на их места своих наместников, Литовско-Русское княжество имело вид государства государств При преемниках этого князя государство было объединено единой центральной великокняжеской властью, хотя каждая из ее областей (прежних удельных княжеств) сохранила достаточно широкую внутреннюю автономию В этом понимании оно было больше похоже на федерацию.
|
|
Литовские князья считали себя наследниками власти великих киевских правителей. Эти настроения находили отклик и в народе — население Юго-Западной Руси считало их своими законными властителями.
Иная ситуация сложилась в XV-XVI вв., когда политические силы польско- католической ориентации взяли в Литве верх над русско-православными Следствием этого стало распространение католицизма, особенно среди господствующих слоев, и заключение ряда уний:
♦ династической (Кревская уния 1385 г.);
♦ сословно-представительной (Городельская уния 1413 г.);
♦ государственной (Люблинская уния 1569 г.);
♦ церковной (Брестская уния 1596 г.).
Централизация Великого княжества Литовского не имела такого последовательного характера, как это было в ведущих странах Западной Европы, в своем развитии шедших от сословно-представительных монархий к абсолютизму.
С самого начала формирования Литовско-Русского княжества великий князь связывал свою власть многочисленными хартиями и привилеями, которые выдавались как отдельным областям государства, так и шляхетско-магнатскому сословию Этими документами феодалам гарантировались личная и имущественная свобода и неприкосновенность, многочисленные вольности и освобождения от исполнения определенных повинностей, а также другие сословные преимущества и политические права.
Великий князь литовский к концу XV в. уже не был самодержавным властителем, а существенно ограничивался панами-радой, которая согласно привилеям 1492 и 1506 гг. разделяла с ним право осуществления дипломатических отношений, издания законов и назначения правительственных чиновников.
|
|
К этому следует добавить, что великий князь всходил на монарший престол на смешанных принципах наследования и избрания, хотя последнее, конечно, осуществлялось исключительно из представителей княжеской династии.
Великокняжеская власть на протяжении периода существования Литовско- Русского государства прошла определенную эволюцию.
Привилеи 1413, 1434 и 1437 гг. установили рамки для великокняжеской власти относительно личного имущества и государственных повинностей, а также предела власти над князьями, панами, боярами, духовенством и мещанами Однако со временем развитие событий привело к формальному ограничению великокняжеской власти новым органом — панами-радой. Политическое укрепление этого института состоялось одновременно с образованием общего литовско-русского сейма.
Привилеи великих князей Александра (1492 г.) и Сигизмунда I (1506 г.) закрепили за панами-радой роль главного политического института страны, разделившего с великим князем его власть в важнейших государственных делах. Все законы и распоряжения общегосударственного характера должны были издаваться лишь после обсуждения с панами-радой, с ее ведома, при участии и согласии Однако впоследствии всесилие панов-рады постепенно нейтрализовывалось более активным участием шляхты в общественной жизни государства, что способствовало усилению политического значения общего сейма.
Таким образом, сформировавшись как совещательный орган при великом князе, паны-рада становится влиятельным фактором государственной политики.
В ее состав входили также русские князья, магнаты и бояре, которых полностью уравняли в правах с литовской знатью.
По мере превращения Литовско-Русского княжества в централизованное государство паны-рада пополнялась правительственными чиновниками: в ее состав входили канцлер, подканцлер, маршалок, гетман и др В состав паны-рады вошли также и наместники великого князя.
Со временем данный орган стал достаточно многочисленным, его нелегко было созывать, из-за чего работа его становилась фактически неуправляемой и малоэффективной. Преодолевая это, великий князь нередко пользовался услугами так называемого малого совета (или тайного совета), работавшего постоянно Его члены в количестве 8-10 человек именовались старшими панами.
Деятельность панов-рады во многом была подобна феодальной курии в западноевропейских монархиях Великие князья вынуждены были считаться с ней, поскольку в данный орган входили самые влиятельные светские и духовные феодалы, хотя де-юре для князя решения паны-рады и не были обязательными.
Преодоление раздробленности в Великом княжестве Литовском увенчалось окончательным образованием общегосударственного представительного института — литовско-русского сейма.
Сейм представлял собой общее собрание представителей всех областей государства Он сложился путем эволюции различных институтов как коренной Литвы, так и русских княжеств Первый созыв сейма как общегосударственного органа относится к 1492 г., когда после смерти князя Казимира Ягайловича был избран его преемник.
Главным толчком к формированию литовско-русского сейма была внешняя опасность, связанная с активизацией наступательных действий Крымского ханства против Литвы, что заставило государство сосредоточить все силы на обороне.
Внешняя опасность в значительной мере обусловила и состав сейма, который окончательно сформировался в XVI в. Главное место в нем занимал великий князь. В состав сейма входили правительственные чиновники и представители высшего духовенства: католические и православные епископы, воеводы, кастеляны, урядники дворовые, маршалки, хорунжие, старосты, властители, наместники, тиуны, городничие и др Все они были причастны к обороне государства как правительственные чиновники, а также как землевладельцы, которые в зависимости от размера имения выставляли в ополчение определенное количество ратных людей и платили военные налоги.
|
|
Определенного порядка избрания представителей в сейм или установленной нормы представительства в этом органе не существовало. Из-за этого в сейме могли быть представлены мещане и волостные крестьяне Они могли выступить на заседании сейма или обратиться к великому князю с ходатайствами или жалобами относительно местных и сословных вопросов.
Однако в 1564 г. осуществилась сеймовая реформа, в соответствии с которой был определен порядок благородного представительства в общем сейме. Шляхта должна была избирать на поветовых сеймиках по два посла от каждого уезда, которым избиратели вручали письменную инструкцию.
В целом сейм имел некоторые признаки учреждения парламентского типа, но, в отличие от западноевропейских сословно-представительных органов, здесь была представлена лишь шляхта.
Сеймы рассматривали вопросы избрания великого князя, военных повинностей, налогов, военных союзов и государственных уний, законодательной деятельности.
Великий князь и сейм были до некоторой степени равносильны: в Литовско- Русском государстве еще не был создан правовой механизм, который бы определил прерогативы той или другой стороны Как правило, согласие достигалось путем компромисса.
В состав сейма входили паны-рада. Радными панами были по большей части литовцы-католики, имевшие исключительное положение в государстве; их имения были расположены по всей территории княжества, которое предопределяло их имущественную связь с разными регионами Как члены великокняжеского совета и областные правители, они постоянно находились в курсе всех государственных дел. Литовцев-католиков отличали экономическое могущество и привилегированное положение в государстве Все это выделяло их в особую влиятельную группу, которая решала вопросы в соответствии с собственными корпоративными интересами.
|
|
Такая форма сословного представительства существенно отличалась от западноевропейских сословных институтов: все рычаги государственного управления находились в руках магнатов и шляхты, отстранивших горожан и другие сословия от власти Следствием этого стало то, что центральному сейму не всегда удавалось подчинить себе местные сеймики, которые нередко действовали вопреки общегосударственным интересам.
Такой характер сословного представительства в Литовско-Русском государстве значительно усилил влияние шляхетского элемента в обществе, что положило конец попыткам королей сосредоточить в своих руках общегосударственную власть Великий князь, создав ряд новых государственных органов, взял в свои руки лишь важнейшие правительственные дела и таким образом разделил управление не только с литовскими власть имущими, но и с местными земскими князьями и боярами. Последние и после ликвидации системы уделов продолжали играть решающую политическую роль на местах, составляли советы при литовских наместниках, собирались на сеймики для решения дел местного законодательства и судопроизводства.
Центральная администрация Литовско-Русского государства состояла из назначенных лично великим князем, а затем по согласованию с панами-радой и сеймом правительственных чиновников.
Первым лицом был маршалок земский, который в отсутствие великого князя председательствовал на собраниях панов-рады. Его заместителем являлся маршалок дворский, руководивший княжеским двором и всеми придворными Государственной канцелярией ведал канцлер, его заместителем был подканцлер. Финансовыми делами занимался подскарбий земский, его заместителем был дворский подскарбий Войском командовали гетман земский (или великий) и гетман дворский (или польный).
Другими правительственными чиновниками были придворные великого князя: чашник, кухмистер, ловчий, стольник, кравчий и др Кроме выполнения своих непосредственных функций, они нередко выступали в роли посланцев князя или его представителей в разных регионах государства или за его пределами.
Великие земли, которыми управляли Гедиминовичи, на протяжении XIV-XV вв. сохранили свою целостность Государственно-правовой статус таких княжеств, как Полоцкое, Жмудское, Витебское, Смоленское, Киевское, Волынское и Подляшье, определялся их земскими привилеями, которые начали издавать Витовт и его преемники. Хотя эти земли в разное время теряли статус княжеств, однако они сохранили свою территориальную целостность и многие политические права. Так, в привилее Казимира Ягайловича, данного Киевской земле, отмечалось: «А городки и волости Киевские киевлянам держать, а никому иному».
В Великом княжестве Литовском господствующий этнос сформировал такую систему административного управления присоединенными территориями, при которой в последних сохранялось немало политических структур предшествующего периода. Условия, на которых русские княжества признавали власть великого Литовского князя, определялись так называемыми уставными земскими грамотами, которые являлись результатом компромисса между литовским правительством и населением присоединенных регионов. При этом побежденная сторона активно участвовала в определении условий договора.
Немало положений в грамотах исходило от местного населения и потом получало санкцию литовского правительства. Уставные грамоты содержали значительное количество норм уголовного, гражданского, процессуального и финансового права, которые устанавливались местными феодалами, а литовский князь лишь санкционировал их Содержание многих уставных грамот отражало свойственное средневековому обществу представление о великокняжеской власти как гаранте справедливости и соблюдения давних традиций.
Местная администрация появилась после ликвидации института удельных князей, которых сначала заменили волостные наместники и старосты В крупных городах правили воеводы (в отличие от таких же древнерусских должностей, это были не военные, а гражданские административные лица) Наместниками в малых городах были властители.
Сельский староста имел помощников — тиунов и возных, которые организовывали судебные процессы под председательством старосты и исполняли судебные решения.
В начале XVI в. великокняжеское правительство осуществило реформу, которой в юго-западных русских землях было внедрено такое же, как в Литве, административно-территориальное деление Основной территориальной единицей стало воеводство, разделявшееся на уезды и волости С этого времени главной фигурой в системе местного управления стал воевода, назначаемый великим князем практически на неограниченный срок Воевода возглавлял местную администрацию, следил за своевременным взысканием государственных и великокняжеских налогов, ведал вопросами организации военного ополчения и решал судебные дела.
Влиятельным служебным лицом оставался староста, который возглавлял уезд и был наделен широкими административными и судебными полномочиями.
Центральный уезд воеводства (на территории которого располагался соответствующий административный центр) иногда назывался каштелянией и возглавлялся каштеляном, выступавшим как помощник воеводы.
Среди помощников старосты были служащие со старорусскими наименованиями: тиуны, детские и отроки Появились и новые должности: возные, хорунжие, городничие, мостовничие и др.
С появлением местных сеймиков воеводы и старосты стали решать важнейшие вопросы на их заседаниях совместно с шляхтой В селах длительное время существовали общины-волости, сотни и десятки Они возглавлялись выборными старшинами, сотниками, десятниками, которые действовали в соответствии с принципами самоуправления. Важнейшие вопросы решались на сходе или вече Однако по мере последующей централизации государства, а также в связи с усилением роли шляхты крестьянское самоуправление стало приходить в упадок.
Правовое положение городов и местечек, их административный уклад и порядок управления были достаточно пестрыми. Они разделялись на великокняжеские, частновладельческие и церковные Сначала города не были отдельными административными единицами, а составляли часть тех земель, на которых они располагались, подлежа юрисдикции соответствующего правительственного чиновника или феодала. В XIV-XV вв. отдельные города были переведены на самоуправление на основе Магдебургского права.
Этот процесс нашел законодательное отражение в Третьем Литовском статуте, согласно которому города разделялись на привилегированные (с Магдебургским правом) и непривилегированные (без него).
В великокняжеских городах органы управления формировались великим князем. Представителями государственной администрации здесь выступали воеводы, старосты и войты. Они по своему усмотрению назначали других мелких должностных лиц, ведавших определенными сферами управления и выполнявших судебные функции.
Частновладельческими и церковными городами управляли их владельцы — магнаты или церковь: они назначали администрацию, в состав которой входили старосты, войты, каштеляны В некоторых частновладельческих городах населению позволялось избирать ратуши, которые были органами самоуправления.
Обитатели городов с Магдебургским правом избирали магистрат (административный и судебный орган самоуправления), состоявший из двух коллегий: городской рады и лавы В состав первой коллегии ежегодно избирались радцы (советники) в количестве от 6 до 24 человек, которые из своего состава выбирали бурмистра. Итоги выборов в городскую администрацию должны были утверждаться старостой или владельцем города Однако на практике отмеченные лица нередко сами назначали радцев и бурмистра.
Городская рада избирала или назначала лаву — судебный орган, возглавляемый войтом Суд лавников рассматривал уголовные дела (гражданские относились к компетенции городской рады), а также претензии мещан к феодалам.