В организациях учитываются и анализируются основные показатели, которые планируются:
- расходы по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе;
- себестоимость продаж продукции: производственная; полная как сумма производственной себестоимости и расходов периода (общехозяйственных и коммерческих);
- затраты на 1 руб. продукции в двух вариантах: по производственной себестоимости и по полной;
- калькуляция себестоимости отдельных изделий как база для установления цены с учетом спроса и предложения.
Себестоимость продукции, работ и услуг это выражение в денежной форм затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного сырья, материалов, топлива и энергии, труда используя непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования.
Задачи анализа себестоимости продукции:
- оценка обоснованности и напряженности сметы по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
|
|
- установление динамики и степени выполнения сметы по себестоимости;
- определение факторов, оказавших влияние на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых (сметных);
- анализ себестоимости отдельных видов продукции.
Расчет и факторный анализ сметы себестоимости продаж.
Основной показатель в финансовом учете – себестоимость продаж. Смета себестоимости продаж строится на основе данных сметы затрат основных материалов (прямых материальных затрат), сметы расходов на оплату труда основного персонала (прямой оплаты труда) и сметы общепроизводственных расходов (сметы накладных расходов).
Анализ себестоимости реализованной продукции ведется в поэлементном и постатейном разрезе.
Поэлементный разрез себестоимости состоит из однородных элементов затрат: S= A+ M+ U, где
S – производственная (полная) себестоимость продаж продукции;
A – амортизация основных средств;
M – материальные затраты;
U – оплата труда персонала с отчислениями на социальные нужды.
Прочие расходы распределяются пропорционально основным трем элементам затрат.
В ходе анализа определяются абсолютные отклонения в затратах отдельных элементов и в целом по себестоимости ми относительно изменения объема продаж.
Относительные отклонения определяются как разность между величиной элемента затрат за отчетный период и величиной этого элемента за базовый период, скорректированной на коэффициент объема продаж (соотношение объемов продаж отчетного и базового периодов).
Относительное отклонение себестоимости влияет на величину прибыли с обратным знаком.