Ветер увеличивает аэродинамическое сопротивление движущемуся поезду. Если ветер направлен навстречу, то скорость поезда снижается. При попутном ветре скорость поезда увеличивается. Под действием бокового ветра происходит сдвиг экипажа подвижного состава, и гребни колёс прижимаются к боковой грани рельса. Возрастают силы трения скольжения при взаимодействии колёсных пар с рельсами и общее сопротивление движению.
Управлениями ОАО РЖД выделены железнодорожные участки, на которых, по многолетним данным метеослужб для каждого периода года действуют ветры определённой скорости и направления относительно пути.
Нормативами ПТР рекомендуется учитывать дополнительное удельное сопротивление от ветра при составлении графиков движения поездов.
Дополнительное сопротивление движению грузовых поездов при лобовом и боковом ветре со скоростью 8 – 10 м/с в процентах от основного сопротивления, установленное на основании исследований и опытных поездок, приведено в таблице:
|
|
Таблица. Сопротивление от ветра
Скорость движения поезда, км / ч | Дополнительное сопротивление в % от основного при скорости ветра, м / с | Скорость движения поезда, км / ч | Дополнительное сопротивление в % от основного при скорости ветра, м / с | ||
В передаваемых метеосводках погоды приняты следующие различия в скоростях ветра: слабый ветер – до 4 м/с; умеренный – до 8 м/с; сильный – до 14 м/с; ураган – свыше 14 м/с.
Дополнительное сопротивление движению от низкой температуры
При низкой температуре повышается плотность воздуха и увеличивается аэродинамическое и основное сопротивление движению, происходит загустение смазки, что повышает силы трения в буксовых и моторно-осевых подшипниках. Это особенно проявляется после длительных простоев подвижного состава при низких температурах. Трогание поезда с места в этих условиях сопровождается дополнительными затратами силы тяги локомотива и расходом энергоресурсов. В зимний период на железных дорогах для снижения трения в буксовых подшипниках подвижного состава применяют сезонные смазки.
На железных дорогах РФ принято учитывать влияние температуры наружного воздуха ниже -25ºC на сопротивление движению поезда.
В ПТР приводятся усреднённые нормативы повышения сопротивления движению грузовых и пассажирских поездов в зависимости от температуры наружного воздуха и скорости движения.
В таблице приведено дополнительное сопротивление в процентах от основного из-за низкой температуры наружного воздуха, которые необходимо учитывать в тяговых расчётах.
|
|
Таблица. Сопротивление от низких температур
Скорость движения поезда, км / ч | Дополнительное сопротивление в % от основного при температуре, °C | |||||||||
Грузовых вагонов | Пассажирских вагонов | |||||||||
-30 | -35 | -40 | -45 | -50 | -30 | -35 | -40 | -45 | -50 | |
- - | - - | - - | - - | - - |
Лекция №8. Способы определения основного и дополнительного сопротивления движению подвижного состава.