Тема: Диагностика эмоционально-волевой сферы
Цель: изучить особенности диагностики эмоционально-волевой сферы, выработать практические умения применения данных методов.
Методические рекомендации: обратить внимание на особенности методов предназначенных для изучения эмоционально-волевой сферы, рассмотреть предлагаемые методики, выделить цель методики, познакомиться с содержанием вопросов, изучить способ обработки результатов, подготовить к ним раздаточный материал. Дать оценку каждой методики (область где она может быть использована, ее диагностические возможности, особенности применения).
План:
- опросник САН
- Исследование тревожности: тест Спилбергера – Ханина
- Изучение направленности фрустрационного поведения (Розенцвейг)
- Изучение уровня субъективного ощущения одиночества Рассела, Фергюсона
- Опросник Мини-Мульт
- Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса, Раге.
- Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Ильин В.П.)
- Исследование волевой саморегуляции.
- Шкала совестливости.
Литература:
|
|
1. Практическая психология в тестах./Сост. Р.Римская, С. Римский. - М., 1997
2. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /В. Д. Балин, В.К. Гайда и др. Под обшей ред. А.А. Крылова., С.А Маничева - СПб.: 2005
3. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1987..
4. Соколова Проективные методы исследования личности. М. 1980
5. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики- М, 2003.
Практическое занятие № 11
Тема: Психодиагностика межличностных отношений.
Цель: сформировать представления о способах изучения межличностных отношений, а также практические навыки и умения использования методов и методик, предназначенных для этой цели.
Методические рекомендации: обратить внимание на особенности методов изучения межличностных отношений, рассмотреть предлагаемые методики, выделить цель методики, познакомиться с содержанием вопросов, изучить способ обработки результатов, подготовить к ним раздаточный материал, дать оценку каждой методики (область где она может быть использована, ее диагностические возможности, особенности применения).
План:
1. методы изучения межличностных отношений в группе:
- Тест Лири.
- Q-сортировка.
- Социометрия.
- Тип личности в общении.
- Методика изучения социально-психологического климата.
- Методика неоконченных предложений.
- Тест Томаса
2. Диагностика внутрисемейных отношений.
-Методика Рене Жиля
- АСВ.
- ОРО.
|
|
- Музыкальные инструменты
- Семейный велосипед
- Рисунок семьи
- Общение в семье
- Распределение ролей в семье
- Измерение установок в семейной паре
Литература:
1. Практическая психология в тестах./Сост. Р.Римская, С. Римский. - М., 1997
2. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /В. Д. Балин, В.К. Гайда и др. Под обшей ред. А.А. Крылова., С.А Маничева - СПб.: 2005
3. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1987..
4. Соколова Проективные методы исследования личности. М. 1980
5. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики- М, 2003.
6. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия - М, 2005
7.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М. 1996.
8.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. -М.. 1994.
9.Кунигель Т. Семейный велосипед. Методика исследования личности./Школьный психолог. - 2004, №28.
Практическое занятие № 12
Тема: Психодиагностика сознания и самосознания личности
Цель: сформировать представления, а также практические навыки и умения использования методов и методик диагностики самосознания личности.
Методические рекомендации: обратить внимание на особенности методов предназначенных для изучения сознания и самосознания личности, рассмотреть предлагаемые методики, выделить цель методики, познакомиться с содержанием вопросов, изучить способ обработки результатов, подготовить к ним раздаточный материал. Дать оценку каждой методики (область где она может быть использована, ее диагностические возможности, особенности применения).
План:
1. самосознание как объект психодиагностики.
2. методики диагностики самосознания:
- Методика исследования самооценки (Т.В.Дембо, Рубинштейн С.Л);
-КИСС
-МИСС
-Тест «Кто Я»
-Определение локуса контроля.
-Методика «Личностный дифференциал»
-Методика «Изучение самооценки» Моткова О.И.
-Автопортрет.
Литература:
1. Практическая психология в тестах./Сост. Р.Римская, С. Римский. - М., 1997
2. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /В. Д. Балин, В.К. Гайда и др. Под обшей ред. А.А. Крылова., С.А Маничева - СПб.: 2005
3. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1987..
4. Соколова Проективные методы исследования личности. М. 1980
5. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики- М, 2003.
Практическое занятие № 13
Тема: Клинический подход в психодиагностике
Цель: сформировать представления, а также практические навыки и умения использования методов и методик клинической диагностики.
Методические рекомендации: обратить внимание на особенности методов предназначенных для изучения нарушений психических функций, рассмотреть предлагаемые методики, выделить цель методики, познакомиться с содержанием вопросов, изучить способ обработки результатов, подготовить к ним раздаточный материал. Дать оценку каждой методики (область где она может быть использована, ее диагностические возможности, особенности применения).
План:
1. методы диагностики нарушений психических функций и личностных свойств:
- диагностика нарушений мышления, с помощью методики «Исключения слов»;
- исследование утомляемости и работоспособности с помощью таблицы Крепелина;
- оценка нервно-психического напряжения, астении, сниженного настроения;
- методика исследования отношения к себе (Q – сортитровка).
Литература:
1. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /Под обшей ред. А.А. Крылова., С.А Маничева - СПб.: 2005.
2. Зейгарник Б.Ф. Патопсихология.М.,1999.
|
|
Практическое занятие № 14
Тема: Методы психодиагностики школьников
Цель: Определить возрастные особенности психодиагностики, направления психодиагностической работы в школе.
Методические рекомендации: Выделить возрастные аспекты психодиагностики школьников, охарактеризовать набор методов, которые могут быть использованы для изучения познавательной и личностной сферы. Определить типичные проблемы, с которыми сталкиваются школьники в процессе обучения, предложить методики для их изучения.
План:
1. Младший школьный возраст как предмет диагностического изучения. Требования к организации психодиагностического изучения ребенка.
2. Диагностика мотивации учения и адаптации ребенка к школе.
3. Проблемы школьной тревожности и ее диагностика в младшем школьном возрасте.
4. Методы диагностики познавательных процессов школьников.
5. Методы изучения самосознания и личностных особенностей в школьном возрасте.
6. Методы диагностики эмоционально-волевой сферы личности
7. Методы изучения межличностных отношений в младшем и подростковом возрасте.
Литература:
1.Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М., 2003.
2. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М. 1996.
3. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В.К. Гайда и др. Под обшей ред. А.А. Крылова., С.А Маничева – СПб.: 2005
4. Психологическая диагностика детей и подростков./Под ред. К.М.Гуревича - М. 1995
5. Психологические тесты. /Сост. Э.Р.Ахметжанов. – М, 1996. - С. 201-220.
6. Рогов А.В. Настольная книга практического психолога в образовании- М, 1993.
7. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. С.207.
8. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики.-т.3.- М, 2003.
Практическое занятие № 15
Тема: Психология и психодиагностика взрослых людей
Цель: Определить направления психодиагностики взрослых людей, круг вопросов подлежащих изучению, специфику используемых методов.
|
|
Методические рекомендации: Выделить возрастные аспекты психодиагностики зрелого возраста, охарактеризовать набор методов, которые могут быть использованы для изучения познавательной и личностной сферы, определить направления диагностики профессиональной деятельности.
План:
- Психология и психодиагностика взрослых людей.
- Методы изучение познавательных процессов.
- изучение личности взрослого человека.
- Методы изучения социально-психологического климата коллектива.
Литература:
1. Практическая психология в тестах./Сост. Р.Римская, С. Римский. - М., 1997.
2. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /В. Д. Балин, В.К. Гайда и др. Под обшей ред. А.А. Крылова., С.А Маничева - СПб.: 2005.
3. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1987.
4. Соколова Проективные методы исследования личности. М. 1980.
5. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики- М, 2003.