Классификация условных рефлексов

В зависимости от критерия, принятого за основу разделения рефлексов, сущест­вует несколько классификаций.

По природе условного сигнала рефлексы подразделяются на натуральные и ис­кусственные. Натуральные (природные) рефлексы — это рефлексы, которые обра­зуются на основе естественных признаков безусловного раздражения (например, запах пищи). Так, раз попробовав апельсин, мы навсегда приобретаем рефлекс на его запах. Другие условные сигналы, не являющиеся непременным свойством пищи, а совпадающие по времени с моментом ее потребления, относятся к искус­ственным условным сигналам. Рефлексы, вырабатываемые на основе этих сигна­лов, называются искусственными. Так, выделение слюны при виде посуды — ис­кусственный условный рефлекс. Эти условные рефлексы вырабатываются медлен­нее и легче разрушаются.

По характеру условного сигнала выделяют экстероцептивные, интероцептив- ные и проприоцептивные условные рефлексы.

Экстероцептивный рефлекс — рефлекс, возникающий при действии раздра­жителей окружающей среды на экстерорецепторы. Экстероцептивными рефлек­сами являются: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, тем­пературные. Школьный звонок воспринимается детьми как сигнал к окончанию урока, красный свет светофора — как сигнал опасности. Кроме того, экстероцеп- тивные условные рефлексы делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и кон­тактные (тактильные, вкусовые).

Интероцептивный рефлекс — это рефлекс, возникающий при воздействии факторов внутренней среды организма на интерорецепторы.

Интероцептивные условные рефлексы по типу раздражаемых рецепторов раз­деляют на механические, химические, температурные, осмотические и др. Если в основе классификации этих рефлексов лежит внутренний орган, с рецепторов которого формируется тот или иной интероцептивный сигнал, то выделяют желу­дочные, кишечные, сердечные, легочные, маточные и других рефлексы. Например: при икоте человек спешит выпить стакан воды; почувствовав голод, ребенок бежит на кухню, чтобы найти там еду; при боли в области сердца больной принимает ле­карство.

Проприоцептивный рефлекс — это рефлекс, возникающий при изменении со­стояния мышц и сухожилий. Так, если сгибать лапу собаки рукой и подкреплять это сгибание пищей, то вырабатывается проприоцептивный условный слюноот­делительный рефлекс. Всякий раз при пассивном сгибании лапы у собаки будет наблюдаться слюноотделение

По характеру ответной реакции условные рефлексы бывают двигательные и вегетативные.

Вегетативные рефлексы — рефлексы, при которых в качестве ответной ре­акции выступает работа какого-либо внутреннего органа или системы органов (сердце, желудочно-кишечный тракт, выделительная система и т. п.). Например, слюноотделительный условный рефлекс является вегетативным, такой же харак­тер носит и учащение сердцебиения у легкоатлета, стоящего на старте.

Двигательные рефлексы — рефлексы, при осуществлении которых эффекторами являются скелетные мышцы. Так, если условный сигнал (звук метронома) подкреп­ляется раздражением лапы собаки слабым электрическим током, то через несколько сочетаний этих раздражителей у собаки вырабатывается условный двигательный оборонительный рефлекс — включение метронома вызовет отдергивание лапы.

Деление на двигательные и вегетативные условные рефлексы довольно ус­ловно. Например, двигательные условные рефлексы, связанные с потреблением пищи, определяются, как правило, по виду соответствующего движения (жева­ние, разгрызание, сосание и пр.). Однако при их образовании происходят значи­тельные вегетативные изменения (просвет сосудов, частота сердцебиения, дыха­тельная ритмика и т. д.).

По особенностям подкрепления различают условные рефлексы первого, вто­рого и последующих порядков.

Условные рефлексы первого порядка образуются на базе безусловных рефлек­сов, т. е. при безусловнорефлекторном подкреплении. Эти рефлексы вырабатыва­ются первыми в процессе онтогенеза. Например, если ребенка в возрасте 3-4 ме­сяца кормить только из красной бутылочки, то он безошибочно выберет ее среди других: условный раздражитель — бутылочка, подкрепляющий — пища.

Условные рефлексы второго порядка образуются на базе ранее выработанного условного рефлекса. Так, если перед тем, как дать 6-8 месячному ребенку пищу в красной бутылочке, его садят на специальный стульчик, то этот раздражитель будет вызывать ту же реакцию, что и вид бутылочки.

Возникают также условные рефлексы третьего и последующих порядков, ко­торые формируются у детей позднее и составляют основу для развития мысли­тельной деятельности и двигательных стереотипов (см. разд. 4.5 «Динамический стереотип»).

В зависимости от наличия или отсутствия подкрепления условные рефлексы делятся на положительные (подкрепляемые) и отрицательные (тормозные, или неподкрепляемые). Положительные рефлексы вызывают соответствующую ре­акцию организма, а отрицательные — не вызывают (см. разд. 4.4.2 «Условно-реф­лекторное торможение»).

По соотношению во времени действия условного и безусловного раздражи­телей условные рефлексы подразделяют на наличные и следовые. Если сразу же или вскоре после начала действия условного сигнала к нему присоединяется без­условный раздражитель, то образуются наличные условные рефлексы — совпа­дающие или отставленные. Следовые условные рефлексы образуются тогда, когда между условным и безусловным раздражителями есть пауза.

Особой разновидностью условных рефлексов являются рефлексы на время. Такие рефлексы вырабатываются при систематическом предъявлении безуслов­ного раздражителя через одинаковые временные интервалы. Условные рефлексы на время играют большую роль при формировании внутренних ритмов. Напри­мер, у учащихся и преподавателей формируются условные рефлексы на продол­жительность урока — 45 мин.

Условные рефлексы могут быть образованы на относительные признаки пред­метов, такие как «больше-меньше», «чаще-реже», «тише-громче» и др. Если уро­вень развития ВНД ребенка уже позволяет вырабатывать такого вида рефлексы, то, получая подкрепление (например яблоко) за выбор самого большого кружка, ребенок среди предлагаемого ряда квадратов также выберет самый большой. Реф­лексы на отношение имеют большое значение в жизни человека, их развитость во многом определяет способность к абстрактно-логическому мышлению. Сформи- рованность этих рефлексов у ребенка — один из признаков того, что он готов к обучению в школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: