В юридической литературе отмечается, что субъективные права и юридические обязанности составляют юридическое содержание правоотношения, т.е. то, без чего нет «жизни» самого правоотношения. Это утверждение вполне справедливо и в отношении содержания налогового правоотношения.
Субъективное право в налоговом правоотношении определяется, как установленная в объективном праве способность пользоваться определенными социальными благами (материальными и духовными), как вид и мера возможного поведения субъектов, как право субъектов на собственные действия.
Субъективная юридическая же обязанность — полярная противоположность субъективному праву: это установленная в объективном праве необходимость определенного поведения, обеспечивающего пользование другими социальными субъектами (управомоченными лицами) различными благами, вид и мера должного поведения обязанного субъекта. Соотношение объективного и субъективного права характеризуется двумя моментами: объективное право первично по отношению к субъективному, которое является вторичным, производным; объективное право не зависит от воли и сознания субъектов, субъективное право зависит в своей реализации от воли и сознания субъектов.[10]
Иными словами, благодаря юридической связи субъективных прав и субъективной юридической обязанностей субъекты действуют, реализуют свои права и обязанности. Субъективное право в налоговом правоотношении принимает форму правомочия, под которым понимают как меру возможного поведения самого управомоченного, так и его возможность ожидать определенного поведения от обязанного субъекта.
Если же нормальная реализация субъективных прав и юридических обязанностей нарушается, то правомочие превращается в правотребование, состоящее в принудительном требовании управомоченного лица об исполнении обязанностей обязанным лицом; если и этого недостаточно, то возникает необходимость правопритязания, заключающегося в обращении управомоченного лица за защитой своего нарушенного права к государственным органам. Правомочие приобретает характер притязания только в том случае, если обязанное лицо не выполняет своих обязанностей.
Субъективное право по своему содержанию является единством взаимосвязанных элементов (свойств): а) права поведения субъекта; б) права пользования; в) права требования; г) права притязания.
Субъективное право определяет вид и меру возможного поведения управомоченных субъектов; служит формой опосредования и защиты их интересов; является одним из способов распределения социальных благ, удовлетворения материальных и культурных потребностей; выступает юридически гарантированной предпосылкой личной свободы граждан; позволяет участвовать в общественно-политической жизни и в управлении делами общества и государства; способствует всестороннему развитию личности.
Реализация правомочия прямо зависит от действий обязанного лица, и, наоборот, правомочие в равной мере обеспечивает выполнение обязанности. Эта взаимосвязь и есть форма правоотношения. В ней конструируется перевод нормы права из области долженствования в область должного поведения.[11]
Рассматривая содержание налогового правоотношения, следует исходить из корреспонденции в нем субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. В этой связи, если правом одной стороны налогового правоотношения – налогоплательщика (плательщика сборов) – является право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, то обязанность другой стороны – налоговых органов – состоит в выдаче требуемой информации, ибо права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.
Возможность выбора вида поведения в налоговом правоотношении заключается в использовании активной или пассивной формы возможного поведения. Пассивная форма предполагает неиспользование права, что не является правонарушением. Активная форма реализации возможного поведения состоит в правомочии, совершении конкретных действий: обращения к налоговым органам за получением бесплатной информации, которые должны осуществить необходимое активное поведение с целью удовлетворения интересов управомоченного налогоплательщика. Необходимость поведения может состоять в предварительном оповещении всех налогоплательщиков на информационных стендах, использовании различных информационных технологий (печать, радио, телевидение) и т.д. Однако конкретное налоговое правоотношение возникает только в случае персонификации субъектов – налогоплательщика и налогового органа.
В ст. 22 НК РФ говорится, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами. Встает вопрос: кто в этом случае инициирует привлечение к ответственности? Ответ прост: управомоченное лицо – налогоплательщик.
В случае необеспечения интересов управомоченного налогоплательщика со стороны налогового органа, его правомочие переходит в состояние права требования, суть которого заключается в возможности требовать удовлетворения своих интересов со стороны налоговых органов, опираясь на свои собственные знания налогового права, знание обязанностей налогового органа, если можно так сказать «взывать к совести другой стороны», основываясь на налоговом законе. При этом выбор дальнейшего варианта поведения, форм и методов воздействия (в рамках закона, разумеется) зависит от управомоченного налогоплательщика.
В случае невыполнения требований, неудовлетворении интересов управомоченного налогоплательщика, он имеет возможность обратиться за защитой своего нарушенного права к вышестоящей организации, наконец, в судебные органы, иными словами – притязать государственным органам. Для налогового органа (его должностных лиц) наступает ответственность, предусмотренная российским законодательством. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов, порядок защиты определяется Налоговым кодексом РФ и федеральными законами. Иными словами – виду и мере возможного поведения управомоченного налогоплательщика (плательщика сборов), полностью соответствуют вид и мера должного поведения должностных лиц налогового органа.
Если налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов, то налоговые органы в лице их должностных лиц обязаны совершить активные действия по удовлетворению интересов управомоченного налогоплательщика. В противном случае – правомочие перерастает в право требования, а затем – в правопритязание.
Правам налогоплательщиков на вежливое и уважительное отношение к себе; беспристрастное применение закона со стороны должностных лиц налоговых органов; признание действий налогоплательщиков добросовестными; конфиденциальность и невмешательство в налоговые правоотношения со стороны третьих лиц; справедливое рассмотрение споров между участниками налогового правоотношения; применение должностными лицами налогового органа законодательства о налогах и сборах наиболее выгодным для налогоплательщика способом соответствуют обязанности другой стороны – налоговых органов: дать соответствующую информацию; вежливо и уважительно относится к налогоплательщику и плательщику сборов; быть беспристрастным в применении закона вообще, налогового закона – в частности; исходить из признания действий налогоплательщиков добросовестными; соблюдать конфиденциальность и невмешательство; обеспечить справедливое рассмотрение спора; применить налоговое законодательство наиболее выгодным для налогоплательщика и плательщика сборов способом.
Рассматривая основные обязанности налогоплательщиков, конституционную обязанность платить законно установленные налоги и сборы, следует считать обобщенным требованием и разделять его на четыре составные части: во-первых, обязанность правильно исчислять налог; во-вторых, обязанность уплачивать налог в полном объеме; в-третьих, уплачивать налог своевременно; в-четвертых, уплачивать налог в установленном порядке.
В п. 1 ст. 23 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Учет объектов налогообложения ведется на счетах бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с ним в порядке, определяемом Минфином России и МНС России.
В п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Порядку заполнения и представления деклараций посвящены ст. 80 и 81 части первой НК РФ. Налоговые органы должны создать условия для того, чтобы налогоплательщик смог выполнить возложенные на него обязанности правильно и своевременно. Для этого НК РФ устанавливает, что бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно. Для правильного их заполнения издаются инструкции. НК РФ предоставляет право издавать инструкции по заполнению деклараций и по федеральным, и по региональным, и по местным налогам исключительно МНС России по согласованию с Минфином России. Только в отдельных случаях, требующих особого указания в законе, право на издание инструкции о заполнении декларации может быть предоставлено иным налоговым органам. Такой выбор законодателя объясняется необходимостью установления единообразных требований, ограждающих налогоплательщика от местного бюрократического творчества. НК РФ особо подчеркнул, что налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, обязан по его просьбе разъяснить порядок заполнения формы деклараций (п. 1 ст. 32 части первой НК РФ).
Независимо от правильности/неправильности заполнения декларации налоговый орган обязан сделать отметку на ее копии с указанием даты принятия. В случае отправки декларации по почте подтверждением ее представления является опись вложения с указанием даты отправки.
В случае если обязанность исчислить налог возлагается на налоговый орган, налогоплательщик не составляет и не представляет в налоговый орган налоговой декларации, но обязан представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Виды документов, их объем, сроки представления устанавливаются не налоговыми органами, а законодательством о том или ином конкретном налоге (сборе).
Исчисленный налог налогоплательщик обязан уплатить в полном объеме, единовременно либо поэтапно в виде авансовых платежей и т.п. Налогоплательщик имеет право по согласованию с государственными налоговыми органами изменить сроки уплаты налога, не изменить размер платежа, который уже определен в законодательстве о налогах и сборах.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в установленный срок, которыйустанавливается применительно к каждому налогу и сбору, а также в порядке, установленном законодательством. Обязанность по уплате налога по общему правилу исполняется в рублях или в определенных случаях может исполняться в иностранной валюте (п. 3 ст. 45 части первой НК РФ). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.
Обязанности устранять выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах со стороны налогоплательщика соответствует право должностных лиц налоговых органов требовать их устранения. Такие нарушения могут быть обнаружены налогоплательщиком самостоятельно (в том числе с помощью консультантов, аудиторов и др.) либо же они могут быть выявлены в результате контрольных действий налоговых органов. НК РФ устанавливает, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы проводится перерасчет налоговых обязательств за период, в котором допущена ошибка, а при невозможности определения этого периода коррективы вносятся в текущую отчетность (п. 1 ст. 54 части первой НК РФ). Если налогоплательщик самостоятельно (т.е. до момента вручения ему акта налоговой проверки) обнаруживает неточности заполнения декларации (неполноту отражения сведений, ошибки и т.п.), он вправе и обязан внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию, заплатить недостающую сумму налога и пеней. В таком случае меры ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации не применяются (ст. 81 части первой НК РФ).
Налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ), следовательно, налоговые органы имеют право предъявлять налогоплательщикам только законные требования.
В юридической литературе помимо основных обязанностей налоговых правоотношений выделяют и факультативные обязанности налогоплательщиков, которые устанавливаются законом с целью обеспечить правильное и неукоснительное выполнение обязанности платить налоги и сборы. Нам представляется, что выделение основных и факультативных обязанностей не в полной мере оправдано, так как речь идет о разных уровнях обязанностей. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы является конституционной обязанностью.
Обязанности же встать на налоговый учет (либо на основании заявления налогоплательщика, либо на основании информации третьих лиц); сообщать по собственной инициативе зарегистрировавшему его налоговому органу об изменениях своего положения, существенных для налогообложения; обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, подтверждающих суммы полученных доходов и понесенных расходов, уплаченных налогов; представлять по требованию налогового органа документы и информацию, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов, как самим налогоплательщиком, так и третьими лицами; не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей являются, несомненно, основными для налогового правоотношения.