Мотив разлуки (фрагмент) С. 402-409
Ознакомьтесь с фрагментом статьи Ф.Зелинского, где сравнивается IV песнь «Энеиды» и «Послание Дидоны» Овидия. Ответьте на вопросы и выполните задание:
1. Как объясняет Ф.Зелинский различия в образах героинь у Вергилия и Овидия?
2. Почему общий замысел поэмы Вергилия требовал именно такого характера героини?
3. Как повлияла на образы героинь жанровая специфика каждого из произведений?
4. Приведите свои примеры в подтверждение или опровержение (в зависимости от вашей позиции) суждений Ф.Зелинского.
А.Ахматова. «Не пугайся – я еще похожей»
Прочитайте стихотворение А.Ахматовой. Подумайте над следующими вопросами:
1. С чем связано обращение А.Ахматовой к образам Энея и Дидоны?
2. Как соотносит А.Ахматова ценности страсти и исторической миссии вкупе со связанной с нею славой?
3. Почему А.Ахматова выбирает для эпиграфа именно эти строки из «Энеиды»?
Против воли я твой, царица, берег покинул.
«Энеида», книга шестая
Не пугайся, - я еще похожей
|
|
Нас теперь изобразить могу,
Призрак ты – иль человек прохожий,
Тень твою зачем-то берегу.
Был недолго ты моим Энеем,
Я тогда отделалась костром,
Друг о друге мы молчать умеем,
И забыл ты мой проклятый дом.
Ты забыл те, в ужасе и в муке,
Сквозь огонь протянутые руки
И надежды окаянной весть.
Ты не знаешь, что тебе простили…
Создан Рим, плывут стада флотилий
И победу славословит лесть.
И.Бродский. Дидона и Эней
Ознакомьтесь со стихотворением И.Бродского и подумайте над рядом поставленных вопросов:
1. Почему в самом тексте стихотворения имена Энея и Дидоны не употребляются?
2. Какие реминисценции из «Энеиды» встречаются в образах стихотворения?
3. В чем смысл особого выделения последней строки?
4. Можно ли отнести это стихотворение И.Бродского к образцам философской лирики?
Великий человек смотрел в окно,
а для нее весь мир кончался краем
его широкой, греческой туники,
обильем складок походившей на
остановившееся море.
Он же
смотрел в окно, и взгляд его сейчас
был так далек от этих мест, что губы
застыли. Точно раковина, где
таится гул, и горизонт в бокале
был неподвижен.
А ее любовь
была лишь рыбой – может, и способной
пуститься в море вслед за кораблем
и, рассекая волны гибким телом,
возможно, обогнать его… но он –
он мысленно уже ступил на сушу.
и море обернулось морем слез.
но, как известно, именно в минуту
отчаянья и начинает дуть
попутный ветер. И великий муж
покинул Карфаген.
Она стояла
перед костром, который разожгли
под городской стеной ее солдаты,
и видела, как в мареве костра,
|
|
дрожавшем между пламенем и дымом,
беззвучно распадался Карфаген
задолго до пророчества Катона.
Элиот. Что такое классика?
Вопросы литературы. 1988. №8. С.191-199
Ознакомьтесь с фрагментом эссе англо-американского поэта Т.С.Элиота. С этим текстом он обратился к членам Общества Вергилия, созданного в 1944 г. при Лондонском университете.
Подумайте над следующими вопросами:
1. Какую характеристику понятия «классика» предлагает в своем эссе Т.С.Элиот?
2. Согласны ли вы с Элиотом, что Вергилий как никто другой соответствует этой характеристике?
3. Какой смысл вкладываете вы в понятие «классик», «классика»?
4. Разделяете ли вы мнение Элиота об «истощающем» воздействии классики?
Занятие 9
Римская лирика и её жанровое своеобразие.