Потомок декабриста князя Сергея Волконского пишет, что “...Сергей Григорьевич остался в памяти семейной как человек не от мира сего. Странности его отца, Григория Семеновича, принявшие такой резкий характер в Софье Григорьевне, в нем как бы утаили свою материальность, одухотворились”.
А вот характеристика других декабристов, принадлежащая перу их почитателя М. Цейтлина:
“Сергей Муравьев был прежде всего человеком порыва и чувства”.
Выдающийся декабрист Лунин по характеристике Цейтлина имел “редкое сочетание дерзости и ума, духовной высоты и позы”. “Он как большинство людей его времени, получил французское образование под руководством учителей иностранцев. Прежде чем стать сторонником убийства царя он предлагал русскому командованию убить кинжалом Наполеона”.
М. Бестужев-Рюмин получил французское образование, ему было легче писать по-французски, чем по-русски. Восторженный, он многим казался придурковатым, хотя и нельзя было сказать, что он “решительно глуп”.
|
|
Организаторы общества “Соединенных Славян” Петр и Андрей Борисовы, как и многие члены общества “Соединенных Славян”, по характеристике Цейтлина были “отчаянными мечтателями”.
Барон Штейнгель вступил в декабристы потому, что был “обижен кем-то из начальства”.
“...— Так, в революцию, — верно замечает Цейтлин, — в ее водовороты, легко влекутся неудачники — Сергей Каховский, обиженный Штейнгель, не вполне уравновешенный Батюшков, и мечтатели и фантазеры всех сортов”.
Евреи в движении декабристов участия не принимают. Единственным евреем среди декабристов был крещенный еврей — титулярный советник Перец.
Кто были по социальному положению главари декабристов. Это были все бунтующие баре, увлеченные европейскими идеями.
Отец Пестеля был генерал-губернатором Сибири; отец обоих Муравьевых — помощник министра и воспитатель царя Александра; отец Коновницына — министр военный, шурин князя Волконского — министр Двора; отец Муравьева-Апостола — посланник в Мадриде, дед Чернышева — фельдмаршал и один из виднейших советников Екатерины II. Молодой граф Бобринский, который соприкоснулся с заговором, был внуком Екатерины.
Декабристы стремились к республике, но были против отмены крепостного права, в том духе, в каком хотел отменить его Александр I.
Александр I хотел освободить крестьян с землей; декабристы хотели освободить крестьян на английский манер — без земли.
Декабрист Н. И. Тургенев в книге “Россия и русские” пишет:
“Прибавлю, что в данном случае, как и во многих других, я был очень опечален и поражен полным отсутствием среди добрых предначертаний, предложенных в статьях устава общества, главного на мой взгляд вопроса: освобождения крестьян ”. Никто из декабристов своих крестьян не освободил. Они только болтали об освобождении.
|
|
Якушкин хотел освободить крестьян,...но без земли. Когда он сообщил об этом крестьянам, те ответили прекраснодушному крепостнику:
— Нет уж, батюшко, пусть мы будем Ваши, а земля наша.
Лунин тоже “мечтал” освободишь крестьян, но как и Якушкин только болтал. Как и Якушкин он освободил только нескольких крепостных. В завещании он передавал своих рабов двоюродному брату Николаю Лунину. И предлагал освободить их в течение 5 лет. Но тоже по европейскому образцу, то есть без земли. Земля же должна была остаться в роду Луниных.
А между тем все декабристы, если бы хотели освободить крестьян, могли бы дать им свободу на основании изданного Александром I закона “О свободных хлебопашцах”.
Декабрист Н. И. Тургенев, болтавший, как и многие декабристы о любви к свободе и необходимости “отмены рабства”, преспокойно поступил так же, как и поклонник декабристов Герцен, продал своих крепостных крестьян и прожил всю жизнь в Париже, клевеща на царскую власть и Россию вообще.