РЕКОМЕНДАЦИИ
«Культурное многообразие – от прошлого к будущему»
(Санкт-Петербург, 25-29 ноября 2008 г.)
На основе широкого и обстоятельного обсуждения темы «Культурное разнообразие: от прошлого к будущему» и связанных с ней актуальных проблем и стратегических перспектив отечественной культурологии как динамично формирующейся области фундаментальных, междисциплинарных, прикладных и инновационных исследований, участники Конгресса отмечают в целом доминирующие позитивные тенденции развития научного знания о культуре и человеке. В ходе обсуждения выявился ряд актуальных дискуссионных проблем и задач, требующих дальнейшего изучения. В соответствии с этим участники Конгресса рекомендуют:
Оргкомитету 2-го Российского культурологического конгресса:
- Разработать систему мероприятий, способствующих распространению концептуальных идей культурного многообразия, соотнесенных со стратегией ЮНЕСКО, определяющей культурное разнообразие магистральным направлением, выдвинутым в качестве противовеса как нарастающей тенденции к стандартизации, навязываемой адептами «дикой глобализации», так и открыто противостоящего ей, но латентно с ней сопряженного культурного изоляционизма, представляющего полюс локализации, регионализации и ксенофобии, не раз уже провоцировавших радикальные и даже агрессивные действия;
|
|
- Проанализировать и обобщить материалы обсуждений на пленарных и секционных заседаниях по проблемам современного состояния и перспектив развития культуры России. На этом основании подготовить аналитическую записку и предложения для передачи их в соответствующие органы исполнительной и законодательной власти РФ с целью рассмотрения в качестве теоретических и практических оснований разрабатываемого нового закона РФ о культуре и возможных дополнений в Конституцию РФ;
- Учитывая актуальность проблем культурной политики в условиях культурного разнообразия и множественности идентичностей, подготовить предложение о проведении международной научно-практической конференции с привлечением к участию российских и зарубежных ученых, экспертов, представителей академической и вузовской науки, органов государственной власти и институтов гражданского общества;
- Подготовить обращение в Президиум Российской академии наук с предложением рассмотреть вопрос о включении в номенклатуру научных специальностей культурологии и искусствознания в структуре Отделения историко-филологических наук РАН;
- Подготовить обращение в Высшую аттестационную комиссию РФ с предложением рассмотреть вопрос о расширении номенклатурного списка по специальности «культурология», включив следующий перечень научных дисциплин, по которым могут присваиваться ученые степени докторов и кандидатов наук:
24.00.01 – Теоретическая культурология (вместо существующей в настоящее время специальности теория и история культуры)
|
|
24.00.02 – Историческая культурология (вместо существующей в настоящее время специальности теория и история культуры)
24.00.03 – Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
24.00.04 – Прикладная культурология
24.00.05 – Культурная политика;
- Подготовить обращение к руководству РГНФ с предложением открыть секцию по культурологии с целью поддержки научных проектов в области исследований фундаментальных и прикладных проблем культуры;
· Подготовить обращение в Министерство образования и науки РФ, Российскую академию образования, в Учебно-методическое объединение по культурологии и к вузам-разработчикам государственных стандартов третьего поколения с предложением рассмотреть вопрос о включении культурологии в федеральный компонент образовательных стандартов высшего профессионального образования; поддержать школы культурологического профиля с углубленным изучением различных культурологических дисциплин с целью формирования системы непрерывного культурологического образования;
· Подготовить обращение в Министерство образования и науки РФ, в Учебно-методическое объединение по культурологии и к вузам-разработчикам государственных образовательных стандартов с предложением открыть культурологическое направление в системе подготовки специалистов в педагогических вузах и рекомендовать ввести предметы культурологического цикла в качестве обязательных для всех направлений и профилей педагогического образования;
· Подготовить обращение в Министерство науки и образования РФ с предложением обратить внимание на необходимость развития гуманитарного мышления в рамках программ высшего и среднего образования как основы формирования жизненно важных компетенций студентов и учащихся в условиях современной культуры;
· Сформировать рабочую группу по выполнению рекомендаций 2-го Российского культурологического конгресса и доложить о результатах научному сообществу в рамках последующих семинаров, конференций, общих собраний Научно-образовательного культурологического общества;
Научному сообществу:
· основываясь на результатах обсуждения проблем культурного разнообразия и культурной политики, рекомендациях 2-го Российского культурологического конгресса активизировать работу по осмыслению и внедрению идей межкультурного диалога, толерантности, свободы совести и ответственности, полилога культур в условиях глобализации в научный, образовательный и массмедийный дискурс;
· сосредоточить усилия профессиональных специалистов в области разработки научно-экспертного обеспечения системного развития культуры России, стратегий культурной политики в условиях противоречивого процесса глобализации с учетом многообразных региональных практик ее народов;
· обратить внимание на прикладные аспекты культурологической науки и развитие социокультурных практик;
· направить усилия на комплексное изучение зарубежных и российских исследований по теории и истории культуры, а также освоение инновационных образовательных практик в этой области; учесть продуктивные результаты междисциплинарных исследований и широкий научной кооперации, полученные в рамках реализации инновационной образовательной программы Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере»;
|
|
· способствовать более активному и полноценному развитию культурологического образования во всех регионах страны; содействовать повышению общекультурологической квалификации работников социальной сферы, управленцев всех уровней и деятелей средств массовой коммуникации (СМК);
· считать одной из первоочередных задач деятельности культурологов интеграцию культурологических знаний в общественное сознание соотечественников, развитие культурологического просвещения в стране;
Руководству Научно-образовательного культурологического общества и региональных культурологических обществ:
- Актуализировать деятельность по институализации культурологических сил страны – координации и консолидации деятельности культурологов через взаимодействие и укрепление статуса локальных научных, вузовских и общественных организаций; продвигать (лоббировать) интересы развития культуры и культурологии в государственных органах власти;