Понятие технологии и товароведения

 

Так как большинство товаров и практически все услуги не появляются естественным (природным) путем, их необходимо производить искусственно в условиях специально создаваемых производственных систем.

Производственная система – это совокупность определенных материальных элементов, необходимых для осуществления производственного процесса изготовления продукта (товара или услуги).

Производственная система в традиционном толковании включает в себя: предметы труда (сырьё), средства производства (оборудование) и работников. Эти составляющие производственной системы вступают в определённое взаимодействие, предусмотренное содержанием производственного процесса для создания требуемого результата (продукта). Однако, строго говоря, предмет труда (сырьё) не является частью ни производственной системы, ни производственного процесса. Сырье это то, что перерабатывается в ходе производственного процесса, поэтому оно вынесено нами за рамки и производственной системы, и производственного процесса.

Схематично составляющие производственной системы представлены на рис. 1:

 
 

 


Рис. 1 Схема производственной системы

 

Примерами производственных систем в сфере производства товаров могут служить любые промышленные предприятия; в сфере производства услуг – школы, университеты, больницы, театры, музеи и т.д.

 

Если производственная система есть совокупность некоторых вещественных элементов, необходимых для создания продукции, то производственный процесс есть процесс взаимодействия названных элементов с целью выпуска продукции.

Таким образом, производственный процесс представляет собой совокупность действий средств производства и работников по преобразованию сырья (предмета труда) в готовую продукцию.

В сфере производства под производственным процессом понимают совокупность действий работников и оборудования, необходимых на данном предприятии для изготовления или ремонта изделий.

Схематично составляющие производственного процесса представлены на рис. 2:

 
 

 


Рис. 2 Схема производственного процесса

 

Вид, состав, особенности производственной системы всецело зависят от реализуемого производственного процесса. Несмотря на то, что производственный процесс организуют люди, тем не менее, он основан на использовании естественных (природных) процессов, поэтому нельзя забывать об объективных закономерностях протекания этих процессов, составляющих производство.

Для изучения сущности производственного процесса, необходимо разобраться, из каких элементов он состоит, т.е. исследовать его с функциональной стороны. С этой целью выделим в системе производственного процесса две группы действий:

· первая группа - основные (т.н. функциональные) действия, непосредственно преобразующие предмет труда в продукт. Эту совокупность действий традиционно называют технологией производства;

· вторая группа - вспомогательные действия, которые обеспечивают необходимые условия для выполнения функциональной группы действий.

К ним относится материально-техническое снабжение, распределение товаров, организация производства и его оперативное управление, учет, анализ, контроль хозяйственной деятельности, маркетинговая деятельность, логистика и т.д. Вторая группа действий, которая создаёт необходимые условия для выпуска продукции, называется экономической деятельностью или экономикой производства.

Таким образом, технология и экономика производства образуют целостный производственный процесс или систему производственного процесса. Общественная потребность в товарах вызывает потребность в процессах их изготовления, т.е. в технологиях производства, а уже технологии требуют выполнения соответствующих видов экономической деятельности.

Исходя из таких представлений, систему производственного процесса можно схематично представить следующим образом (рис.3):

       
 
   
 


Экономика производства

  Технология производства  

 

Рис.3 Схема системы производственного процесса

 

Стрелки на схеме указывают на тесное взаимодействие технологической и экономической составляющих в процессе производства продукции. На данной схеме экономика производства расположена над технологией с целью отображения того факта, что с управленческой стороны экономическая деятельность является основной, а технологическая – соподчиненной (управляемой) деятельностью. Такой подход позволяет осознать огромную важность экономической деятельности: как любой управляющий элемент системы экономика производства несет ответственность за качество и отдачу от используемой технологии производства.

В обыденном представлении технологию понимают как чисто техническую науку. Надо отметить, что такое представление объяснимо исторически (впервые понятие «технология» появилось в ХIХ веке и связывалось именно с промышленным производством, которое было преимущественно машинным).

Современное содержание понятия «технология» многообразнее. Наряду с традиционным словосочетанием «технология промышленного производства» во второй половине ХХ в. появились термины «информационная технология», «технология мышления» и даже «технология творчества». Более того, содержательная часть понятия «технология» расширилась и на сферу производства услуг (искусство, литературу и т.д.).

«Технология» – термин, образованный из двух греческих слов: «techne» и «logos». Греческое «techne» в дословном переводе обозначает «мастерство, искусство». Слово «logos» в настоящее время используют для обозначения понятий науки, учения. Тогда, в буквальном переводе, технология – наука (учение) о мастерстве, искусстве.

Мастерство, пожалуй, самое важное свойство человека. Именно им человек отличается и выделяется из совокупности остальных биологических существ. На уровень мастерства человек приходит постепенно, проходя этапы усвоения знаний, приобретения навыков, умений и, наконец, мастерства.

Поскольку мастерство нематериально, то само по себе оно не может видоизменить материальный объект, например, предмет труда (сырьё). Мастерство в совокупности с трудовой деятельностью обеспечивает процесс переработки исходного сырья в готовую продукцию.

Технология = мастерство + труд

Именно от уровня мастерства зависит, в конечном счёте, величина трудозатрат в процессе производства продукции.

Технология интегрирует в себе знания из всей научной области и не может быть сведена ни к физике, ни к химии, ни к одной другой науке о естественных процессах, так как ее предмет – мастерство использования естественных процессов в искусственных условиях производства.

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать следующее краткое определение:

Технология – наука о мастерстве в процессах создания благ.

Определяя роль технологии (мастерства) в жизни общества необходимо отметить следующее.

1. технология является «инструментом» прикладного использования всего багажа знаний общества. Без технологии знание остается «мертвым», не использованным.

2. технология является «инструментом», создающим надприродные блага, «инструментом», создающим условия для существования человеческого общества.

3. технология предопределяет условия использования труда, является «инструментом» сбережения затрат труда и как следствие, - является источником благополучия и материального богатства.

4. человек или коллектив или государство, лишенные необходимых для их функционирования технологий, в условиях конкуренции лишаются самостоятельности и независимости.

Таким образом, технология в прикладном смысле представляет собой реализованные (материализованные) с определённой долей мастерства сведения о закономерностях изготовления не только конкретных видов материальных (и не только) благ, а также знания об общих объективных закономерностях преобразования природных ресурсов в конкретные продукты. Только тогда, когда человек владеет технологией, появляется возможность многократного воспроизведения процесса изготовления продукции по заранее известному алгоритму с заранее определенными потребительскими свойствами.

Именно по причине того, что объективные законы окружающего мира являются основой (фундаментом) технологии, последняя может воспроизводиться и повторяться сколь угодно многократно.

Таким образом, технология как наука отображает:

I) сущность (содержание) процессов производства разнообразных товаров и услуг;

2) взаимные внутренние связи между мастерством и трудозатратами на изготовление продукта;

3) закономерности развития процессов производства товаров и услуг на базе достигнутого уровня знаний человека об окружающем его мире.

Рассмотрим самый распространенный способ классификации технологий (процессов создания различных благ).

По виду полученного блага или результата технологии делятся на материальные (создающие материальные продукты) и нематериальные (создающие нематериальные блага, оказывающие услуги).

К числу нематериальных или социальных технологий относятся технологии образования, науки, здравоохранения, культуры, литературы, искусства и т.д.

В преобладающем большинстве материальные технологии являются машинными, в которых совокупность технологических действий осуществляется в основном машинами, аппаратами, техническими устройствами, приспособлениями.

В социальных технологиях тоже используются технические средства, но они непосредственно не создают результат. Все технические устройства социальных технологий имеют второстепенное значение. Например, результат работы учителя принципиально не будет зависеть от того, за какой партой работают ученики или на какой доске (по виду материала) приходиться работать учителю.

Следовательно, в материальных технологиях с точки зрения достижения конечного результата велика роль машин, а в нематериальных – людей, от профессиональных качеств которых почти полностью зависит результат.

Понятие "технология" к настоящему моменту значительно расширило свои рамки. Сейчас технологией называют не только процесс получения материального продукта, но и всякие целенаправленные действия, приводящие к удовлетворению некоторой потребности (вспомним термины «технология управления», «технология образования»).

Таким образом, технология является стержнем, основой, связывающей воедино естественные, технические и экономические науки. Технология – это наиболее подвижный, революционный элемент развития производства и общества.

Причина развития технологии – преобладание потребностей общества над возможностью их удовлетворения существующими средствами производства.

Источник развития технологии – достижения науки, которая в настоящее время сливается с производством, становится непосредственной производительной силой общества.

В контексте определения технологии как элемента производства важно разделить понятия «технология» и «техника». К сожалению, достаточно часто эти термины считаются тождественными по содержанию.

Техника на производстве представлена в виде оборудования - различных машин, аппаратов, устройств. Очевидно, что технические устройства используются для реализации тех или иных технологических действий по производству того или иного продукта, но техника - это не сама технология, так как технологический процесс производства можно реализовать и без использования техники (например, в случае ремесленного, кустарного производства).

В современном промышленном производстве технические устройства вместе с людьми реализуют технологию в виде последовательных и заранее определенных действий по превращению исходного сырья в готовую продукцию. Таким образом, техника является только одним из средств реализации технологии. Изменения в техническом устройстве (в структуре и взаимосвязи его элементов) необязательно приводят к изменению технологии производства продукции с помощью этого устройства. В то же время изменения в способе воздействия на исходное сырье, т.е. в технологии, неизбежно приводят к изменению технического устройства, реализующего эту технологию.

Поэтому технология, как фактор функционирования и развития материального производства, первична по отношению к технике, которая лишь осуществляет те действия в процессе производства продукции, которые предопределены заранее технологией производства.

Кроме того, подчеркнем ещё раз, что процесс изготовления любого продукта основан на использовании естественных (природных) процессов, протекающих по своим законам. Человек с помощью науки познает эти объективные процессы и использует их в искусственно созданных условиях производства. Поэтому результативность технологического процесса он может повысить лишь в тех рамках, которые допускают природа, ее законы, а не путем собственного, субъективного волевого решения.

Таким образом, технология является источником неограниченного развития производства и общества. Именно технологическое развитие производства обеспечило нынешние достижения человеческого общества, будет и в дальнейшем определяющим фактором развития мировой цивилизации.

Товароведение - комплексная наука и дисциплина, изучающая потребительные стоимости товаров, принципы их классификации, стандартизацию и сертификацию товарной продукции, закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру, факторы, обусловливающие конкурентоспособность товаров, способы контроля и оценки качества, условия сохранения товаров при их транспортировке и хранении.

Слово “товароведение” состоит из двух слов: “товар” и “ведать”, т.е. знать всё о товаре.

Товар - это продукт труда, произведённый для продажи и следовательно, с одной стороны, он имеет полезность, т.е. определённую потребительную стоимость, а с другой стороны - обладает свойствами, назовём их потребительскими, позволяющими выделить именно этот товар из совокупности других.

Цель товароведения - дать чёткие представления и знания о товарах, факторах формирования их потребительских свойств, принципах классификации, технического нормирования и стандартизации товаров, оценки их качества и конкурентоспособности.

Объектом товароведения являются не все продукты труда, а только те из них, которые удовлетворяют личные потребности человека и распределяются в ходе купли-продажи.

Всякий товар как предмет обмена обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью, т.е. способностью удовлетворять какую-либо конкретную человеческую потребность, и меновой стоимостью, т.е. способностью обмениваться в определённых соотношениях на другой товар.

Предметом товароведения является товар и его потребительная стоимость. Потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, созданным для обмена.

Как и любая прикладная дисциплина, товароведение тесно связано с другими предметами, изучаемыми экономистами. Например, с фундаментальными: философией, экономической теорией, так как оперирует их диалектической методологией, категориями, конкретизируя их. Это позволяет изучать полезность товара с социально экономической точки зрения. Товароведение тесно связано и с естественными и с техническими дисциплинами: физикой, химией, биологией, категории которых позволяют провести оценку и определение полезности товара с материально-вещественной стороны.

Неразрывно связано товароведение и с технологией, так как именно технология производства того или иного продукта в конечном счёте формирует и определяет его качество, потребительские свойства, способность удовлетворять запросы человека, особенно когда есть конкуренция товаров аналогичного назначения.

Товароведение использует также методы новой научной дисциплины - квалиметрии, занимающейся количественной оценкой потребительной стоимости.

Большое значение курс товароведения имеет в области подготовки специалистов в сфере международных экономических отношений, особенно в сфере внешнеэкономической деятельности предприятий, так как торговля товарами - одна из важнейших форм сотрудничества между странами.

В мире выпускаются сотни тысяч единиц товаров. Безусловно, ознакомиться с потребительскими свойствами каждого из них невозможно и не имеет смысла. В то же время, изучив принципы и виды международной классификации товаров, ассортимент товаров, его структуру, факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товара, общие принципы маркировки, методы определения потребительских свойств, вопросы стандартизации, сертификации, специалистам в области международных экономических отношений будет намного легче в мировом океане товаров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: