Капсид почти у всех вирусов состоит из полипептидных цепей. У многих вирусов их белковый капсид окружен ещё и мембраной, в которую помимо белка входят липиды и которая по своему строению напоминает плазматическую мембрану. У вирусов, имеющих мембрану, липидные компоненты идентичны тем, которые содержатся в плазматической мембране клетки - хозяина.
Строение оболочки, тип его НК, способы проникновения в клетку у различных вирусов варьируется.
· Какое действие оказывает вирус на организм?
Совещание в группе. Учащиеся ищут ответ на проблемный вопрос.
Вирион - неактивная форма вируса - внедряется в клетку хозяина и заставляет её синтезировать ДНК или РНК вируса, т.е. вирус использует генетические механизмы клетки, нарушая их нормальное функционирование.
Обычно вирусная инфекция завершается разрушением (лизисом) инфицированной клетки и высвобождением потомства вируса.
· Итак, вирусы - опаснейшие противники человечества. В чем же их сила?
Индивидуальные ответы учащихся.
|
|
- Вирусы имеют мельчайшие размеры, что делает их всепроникающими.
- Живучесть вирусов обеспечивается, с одной стороны, их стабильностью, позволяющей сохранить уникальные и полезные гены, с другой - необычайной изменчивостью.
Ещёоднин РНК-содержащем вирус, который родом из Центральной Африки - ВИЧ.
· Что же известно об этом вирусе?
ВИЧ относится к группе ретро-вирусов - старейших вирусов человечества, поэтому считать, что ВИЧ - новый вирус, неправильно.
В 1981 году в Сан-Франциско были выявлены люди, пораженные тяжелыми формами разных заболеваний. Анализ крови показал, что у этих людей снижен иммунитет, что было вызвано поражением клеток крови. Этот вирус и был назван ВИЧ. Сейчас в мире болеют СПИДом более 4 миллионов человек, только в России - более 15 тысяч выявленных и столько же являются носителями.
Давайте рассмотрим пути передачи ВИЧ-инфекции.
· Глядя на схему, назовите пути передачи ВИЧ-инфекции:
- гомосексуалисты
- люди, ведущие беспорядочную половую жизнь
- проститутки
- наркоманы
- доноры и реципиенты
- использовать одноразовые инструменты
- установить хороший контроль за донорской кровью
- вести борьбу с наркоманией, связанной с заражением СПИДом.
· Какова вероятность заболеть СПИДом?
· Выделите группы риска, где вероятность заболеть достаточно высока.
Давайте представим ситуацию: двое неизвестных из вашего класса инфицированы. У каждого учащегося в руках пробирки с бесцветной жидкостью: у двух раствор щелочи КОН, у остальных - вода.
· Как быстро распространится «инфекция» среди учащихся класса?
Практическая личностно-ориентированная работа.
Проведем опыт, показывающий скорость распространения ВИЧ-инфекции. Каждому из вас предстоит сделать 2 «контакта», заключающихся в том, что вы обменяетесь жидким содержимым пробирки с двумя соседями. После обмена я, проходя между рядами, капаю индикатор. В тех пробирках, где цвет изменился, произошло «заражение».
Итак, в начале опыта было всего 2 человека - «источника заражения», а к концу «инфицированных» стало больше половины. Т.о., вы видите опасность этого заболевания, лекарства от которого ещё не придумано.
Подведение итогов.
Заполнение таблицы
· Что же надо делать, чтобы защитить себя от этой болезни?
Итак, подумайте и скажите: необходимы ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Почему?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ОЦЕНКИ.