Заполняют графу «определение вируса».Работа в группах

Капсид почти у всех вирусов состоит из полипептидных цепей. У многих вирусов их белковый капсид окружен ещё и мембраной, в которую помимо белка входят липиды и которая по своему строению напоминает плазматическую мембрану. У вирусов, имеющих мембрану, липидные компоненты идентичны тем, которые содержатся в плазматической мембране клетки - хозяина.

Строение оболочки, тип его НК, способы проникновения в клетку у различных вирусов варьируется.

· Какое действие оказывает вирус на организм?

Совещание в группе. Учащиеся ищут ответ на проблемный вопрос.

Вирион - неактивная форма вируса - внедряется в клетку хозяина и заставляет её синтезировать ДНК или РНК вируса, т.е. вирус использует генетические механизмы клетки, нарушая их нормальное функционирование.

Обычно вирусная инфекция завершается разрушением (лизисом) инфицированной клетки и высвобождением потомства вируса.

· Итак, вирусы - опаснейшие противники человечества. В чем же их сила?

Индивидуальные ответы учащихся.

  1. Вирусы имеют мельчайшие размеры, что делает их всепроникающими.
  2. Живучесть вирусов обеспечивается, с одной стороны, их стабильностью, позволяющей сохранить уникальные и полезные гены, с другой - необычайной изменчивостью.

Ещёоднин РНК-содержащем вирус, который родом из Центральной Африки - ВИЧ.

· Что же известно об этом вирусе?

ВИЧ относится к группе ретро-вирусов - старейших вирусов человечества, поэтому считать, что ВИЧ - новый вирус, неправильно.

В 1981 году в Сан-Франциско были выявлены люди, пораженные тяжелыми формами разных заболеваний. Анализ крови показал, что у этих людей снижен иммунитет, что было вызвано поражением клеток крови. Этот вирус и был назван ВИЧ. Сейчас в мире болеют СПИДом более 4 миллионов человек, только в России - более 15 тысяч выявленных и столько же являются носителями.

Давайте рассмотрим пути передачи ВИЧ-инфекции.

· Глядя на схему, назовите пути передачи ВИЧ-инфекции:

    · Какова вероятность заболеть СПИДом?

    · Выделите группы риска, где вероятность заболеть достаточно высока.

    1. гомосексуалисты
    2. люди, ведущие беспорядочную половую жизнь
    3. проститутки
    4. наркоманы
    5. доноры и реципиенты

    Давайте представим ситуацию: двое неизвестных из вашего класса инфицированы. У каждого учащегося в руках пробирки с бесцветной жидкостью: у двух раствор щелочи КОН, у остальных - вода.

    · Как быстро распространится «инфекция» среди учащихся класса?

    Практическая личностно-ориентированная работа.

    Проведем опыт, показывающий скорость распространения ВИЧ-инфекции. Каждому из вас предстоит сделать 2 «контакта», заключающихся в том, что вы обменяетесь жидким содержимым пробирки с двумя соседями. После обмена я, проходя между рядами, капаю индикатор. В тех пробирках, где цвет изменился, произошло «заражение».

    Итак, в начале опыта было всего 2 человека - «источника заражения», а к концу «инфицированных» стало больше половины. Т.о., вы видите опасность этого заболевания, лекарства от которого ещё не придумано.

    Подведение итогов.

    Заполнение таблицы

    · Что же надо делать, чтобы защитить себя от этой болезни?

    1. использовать одноразовые инструменты
    2. установить хороший контроль за донорской кровью
    3. вести борьбу с наркоманией, связанной с заражением СПИДом.

    Итак, подумайте и скажите: необходимы ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Почему?

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    ОЦЕНКИ.

     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: